Рецензия «НОМ» и Николай Копейкин - «50 копеек» *** (Слушать)
2016, «Союз Мьюзик»
6 февраля 2016 года художник Николай Копейкин отметил 50-летие, а спустя полгода с лишним получил подарок - сборник песен группы «НОМ», написанных на его тексты и музыку. Последние 12 лет Копейкин фактически является членом «НОМа» и его сопутствующих проектов - художественной секты «Колдовские художники», например. Николай оформлял обложки и афиши группы, а также писал песни. Многие об этом даже не догадываются, но вот вышло аудиодоказательство.
Собственно, если бы не фамилия Копейкина на обложке, название диска и аннотация, большинство и дальше бы не догадывалось об авторстве. На вкус и слух это обычный «НОМ», пафосный и абсурдный. Копейкин не столько привнёс в группу своё видение, сколько подстроился под фирменное звучание ансамбля. Таким образом, если не вникать и не разглядывать «50 копеек» пристально, альбом кажется не юбилейным сборником, а номерным диском, ну, или случайной выборкой песен за 12 лет. Композиций тут всего десять, а если не считать шумовое «Intro» и 41-секундную мелодекламацию «Чёрный гном», то и вообще восемь. Впрочем, размер не имеет значения, если за эти восемь треков «НОМ» и Копейкин успевают показать все главные грани своих талантов. Точнее, напомнить про эти грани.
Так, «Гимн новой России» действительно вполне гимноподобен - и по музыке, и по тексту, и по исполнению. Только от степени испорченности слушателя зависит, принимать все эти мощные слоганы о великой России за чистую монету или считать их абсурдистским перебором. Известная композиция «Автомир» представлена в обновлённом, но тоже весьма торжественном и при этом размеренно-философском виде. «Насладитесь местом дивным, если не были ещё, там проводят жизнь мужчины, времени не зная счёт» - попытка поэтизировать гаражный досуг мужского населения страны, впрочем, заканчивается матерным поруганием паршивой овцы, осмелившейся спросить: «Я кричу им, как же, братцы, можно этим наслаждаться?»
«Космополит» демонстрирует оперную грань «НОМа», «Знай себе цену» - мужское хоровое пение почти духовного свойства, а «Гнидой не будь» являет универсальную жизненную формулу, по обыкновению представленную в крайне издевательской манере. Треки «2700» и «Скотина» тоже хорошо знакомы поклонникам группы. Финальный трек «Марш надежды» записан специально для этого сборника, причём при участии музыкантов группы «Ленинград». При этом «НОМ» не позволил гостям проявлять инициативу, а продолжил уверенно гнуть свою линию, пусть и при поддержке дружественной духовой секции. В этом треке линия «НОМа» приобрела совершенно пролеткультовские черты.
Алексей Мажаев, InterMedia