В Большом театре начались премьерные показы оперы Бриттена «Билли Бадд»

Большой театр вновь обратился к музыке английского классика XX века Бенджамина Бриттена. Более полувека назад (в 1964 году) на исторической сцене произвёл фурор другой спектакль на музыку этого композитора — «Сон в летнюю ночь». Теперь, совместно с Английской национальной оперой и Немецкой оперой (в Берлине), ГАБТ обращается к «Билли Бадду» на Новой сцене. Премьерные показы начались 25 ноября и продолжатся 27 и 29 ноября, 1 декабря 2016 года.

– Я абсолютно убежден: чем разнообразнее будет репертуар Большого театра, тем лучше будет во всех отношениях, — рассказал генеральный директор ГАБТа Владимир Урин до премьеры. — Нельзя существовать в XXI веке в замкнутом пространстве. Конечно, мы должны делать свой театр. Безусловно. Но, вместе с тем, необходимо существовать в общем мировом контексте. «Билли Бадд» — один из кирпичиков этого общего пространства мировой оперы, – заключил руководитель Большого театра.

По словам главного дирижёра и музыкального руководителя ГАБТа Тугана Сохиева, причин для выбора в качестве постановки именно «Билли Бадда» было несколько:

– Здесь мощная музыка, серьёзный сюжет, настоящий глубокий психологический театр у Бенджамина Бриттена. Это не такая опера, как «Травиата», здесь зрителя ждут другие переживания. Ну и, кроме того, особенность этой оперы в том, что в ней заняты только мужские голоса, – отметил музыкант до первого показа копродукции.

17 сольных партий, 60 человек — в хоре, 10 — в мимансе и 10 мальчиков. Около 100 мужчин оказывается на сцене. Работа над спектаклем началась летом. Оркестр освоил партитуру за четыре недели. По мнению британского дирижёра-постановщика Уильяма Лейси, каждый «влюбился в музыку Бриттена по-новому», хотя эта любовь им порой давалась непросто.

– На первой репетиции мне показалась непривычной акустика, но со временем я, конечно, приспособился и сейчас всё хорошо, – говорит Гидон Сакс (исполнитель партии Джона Клэггарта).

– Вы знаете, поначалу препятствовал свет. [Художник по свету — Адам Силвермен. - Прим. InterMedia]. У меня были небольшие блики в глазах, когда он внезапно включался. От этого возникал дискомфорт, хотя сейчас ничего подобного нет. Наверное, я привык. Всё дело в музыке Бриттена: она замечательная. И мне очень нравятся костюмы: в них легко и удобно.[Художник по костюмам — Констанс Хоффман. — Прим. InterMedia], – размышляет Даррен Джефри (исполнитель партии Мистера Флинта).

– Впервые мне пришлось делать акробатические трюки, которые вы увидите в первом акте этой постановки, то есть с помощью миманса я стою на плечах у людей, они меня крутят в воздухе, – признался исполнитель партии Билли Бадда Юрий Самойлов, дебютирующий в роли и впервые выступающий в Большом. (Режиссёр по пластике — Максин Брэм). – Потом у нас есть сцена драки, которая была поставлена с помощью наших инструкторов по сценическому бою. Я уже много сделал постановок, но вот такого активного именно физически персонажа мне ещё не приходилось исполнять, – рассказывает «главный персонаж» оперы Бриттена, работающий, по словам английских специалистов, «с особым усердием» на репетициях (по его собственному выражению, «до синяков на всём теле»). [Режиссёр сценического боя — Джессика Джексон-Смит. - Прим. InterMedia].

Для новой жизни спектакля американский режиссёр Дэвид Олден внёс «тысячи маленьких изменений». Чтобы все декорации вошли в ГАБТ (сценограф — Пол Стейнберг), например, потребовался специальный проём в стене. Чтобы английский язык вокалистов зазвучал убедительно (главный хормейстер — Валерий Борисов), понадобилось вызвать команду коучей и пианистов из Англии.

– Тема оперы «Билли Бадд» неоднозначна, а потому её загадочность и мистичность меняются от места, где она исполняется. Это вневременная история. И я представляю её не так себе, как задумывал Бенджамин Бриттен, – подчёркивает режиссёр. – Вы увидите современный мир, в котором, как мне показалось, даже больше Достоевского, чем Мелвилла [литературный первоисточник оперы — незавершенная повесть американского писателя Германа Мелвилла «Билли Бадд, фор-марсовый матрос». – Прим. InterMedia]. Моя цель, чтобы люди внутри себя прочувствовали действия героев, а не я объяснил всё за них. Мне кажется, что через большое эмоциональное переживание зрительный зал может достичь катарсиса, посмотрев сочинение о сложной человеческой природе, – считает Дэвид Олден.

Иначе думает исполнитель партии Эдварда Фэйрфакса Вира Джон Дашак:

– Мне кажется, что, конечно, счастливого конца никакого быть не может. И единственная надежда на спасение заключена в последних словах Билли Бадда, когда он говорит: «Да хранит Бог капитана Вира!» («Starry Vere, God bless you!»).

– В любом случае, действия капитана можно понять. Он должен был выполнять свой долг, а Билли Бадда должны были казнить по законам военного времени, – говорит дирижёр Уильям Лейси после генеральной репетиции оперы 23 ноября. – Зачем это нужно? Хотя бы для того, чтобы капитан Вир впоследствии обернулся назад и переоценил содеянное: с моральной точки зрения это был неверный и несправедливый поступок. Это моё мнение.

Публика Большого театра примет единственно верное решение о финале оперы и новой постановке до наступления зимы. Повторно спектакль покажут через три месяца: 24, 26, 28 февраля и 2 марта 2017 года. Первая копродукция ГАБТа с Английской национальной оперой — «Роделинда» Георга Фридриха Генделя в режиссуре Ричарда Джонса и Донна Стиррапа заявлена в шести номинациях на «Золотую маску» по итогам прошлого театрального сезона. Следующей оперной премьерой на Театральной площади станет «Идиот» Мечислава Вайнберга в постановке Евгения Арье (12 февраля 2017 года, Новая сцена).

Анна Ефанова, InterMedia

Последние новости