Рецензия: документальный фильм «Семь морей Ильи Лагутенко» ***
Документальный фильм «Семь морей Ильи Лагутенко» (2016, «Красный квадрат») был показан Первым каналом в ночь на 26 ноября 2016 года.
Когда «Мумий Тролль» находился на пике славы, появление такого фильма было маловероятным: никто из близких к группе людей не был готов к откровенному разговору. Лидер команды Илья Лагутенко много и загадочно улыбался, но серьёзных интервью никогда не давал. Продюсер Леонид Бурлаков выдумывал необычные способы продвижения - секретные концерты, внезапные переиздания, - на которые с удовольствием велась влюблённая в группу публика. Пиарщик Александр Кушнир осуществлял связь «МТ» с журналистами и в процессе разъяснений ещё больше мифологизировал феномен «мумий-мании». Масса интересных событий осталась тогда за кадром и, конечно, ждёт своего вдумчивого исследователя. Биография Лагутенко и «Мумий Тролля» тянет на хорошую многосерийку, причём динамичную и драматичную. Документальный фильм «Семь морей Ильи Лагутенко» в этом контексте выглядит как тизер будущего байопика, тизер, которому зачем-то постарались придать вид законченного высказывания.
Лента снята по неписанному канону «документалок Первого»: вот Лагутенко водит съёмочную группу по родному Владивостоку, показывает свой подъезд и школу и общается с местными (причём они его знают, а он их нет). Вот супруга Анна вспоминает историю знакомства и показывает дочерей. Вот «Мумий Тролль» отправляется в кругосветку на барке «Седов»: событие не было выдающимся с точки зрения творческого выхлопа, но морская романтика хорошо смотрится в кадре. Вот про первые шаги группы вспоминает продюсер Бурлаков, которого за кадром называют Леонидом, а титр уверяет, что он Алексей. А вот и Лагутенко, который делает то, чего не могли добиться от него интервьюеры девяностых и нулевых: без ёрничанья и мистификаций рассказывает о своём детстве, юности, поездках в Китай, жизни в Лондоне и каких-то событиях из жизни «Мумий Тролля». Илья сделал всё, чтобы превратить документальный фильм о себе в поистине захватывающее зрелище - но тут в дело вступили сценаристы и монтажные ножницы.
В авторских перебивках мягкий голос Константина Михайлова произносит довольно неожиданные вещи. Так, из фильма можно узнать, что в 1997 году «Мумий Тролль» пришёл в чартах на смену главенствовавшим там Михаилу Шуфутинскому и Алисе Мон (!). О том, что Илья Лагутенко не думал о музыкальной карьере, сообщается по ходу ленты трижды: что хотели так настойчиво донести сценаристы, не ясно. Может быть, нужно пожалеть Илью, что у него всё не так сложилось? Но сам он вроде не очень тоскует, не став переводчиком. В качестве звёздных экспертов по Илье Лагутенко и «Мумий Троллю» почему-то выступают Лев Лещенко и Сергей Мазаев - возможно, их выбирали по алфавиту. Часового хронометража, конечно, и не хватило, чтобы рассказать обо всём, но закадровые реплики старательно вносят в повествование больше сумбура. Фильм довольно хаотично мечется между пунктами «Владивосток - барк «Седов» - семья - прогулка по Неве - детство - успех - новая семья», заводя всё новые биографические сюжетные линии и внезапно обрывая их. Зритель так и не поймёт масштабов «мумийтроллемании» и её причин, не узнает примерно ничего о взаимоотношениях в группе, не услышит слов многих важных для «троллей» людей. В принципе, обаяния Лагутенко хватило бы на то, чтобы удержать внимание публики, даже произнося часовой монолог, - но создатели ленты сорвали этот гипотетический бенефис.
Алексей Мажаев, InterMedia