«Погребальную песню» Стравинского издадут в начале следующего года
Партитуру ранней симфонической пьесы Игоря Стравинского — «Погребальной песни» опубликуют в начале 2017 года. По словам проректора по научной работе Санкт-Петербургской консерватории Натальи Брагинской, ноты издадут за рубежом — в международном издательстве Boosey & Hawkes, которое позиционирует себя как «проводник интересов семьи Стравинских».
Второго декабря мировая премьера «Погребальной песни» прошла в Концертном зале Мариинского театра, послужив естественным продолжением торжеств на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме и логичным открытием Года Стравинского в России. Неизвестную пьесу за 13 минут и 45 секунд исполнил симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева (в предварительной версии опус длился 11 или 12 минут).
В программу декабрьского концерта также вошли музыка балета «Жар-птица» Стравинского и Симфоническая сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова. Прямую трансляцию из северной столицы можно было смотреть по французским телеканалам Mezzo и Mezzo live HD, доступных в составе национальной спутниковой компании «Триколор ТВ».
«Погребальную песню» молодой Стравинский написал за месяц с небольшим — в июне – июле 1908 года. Симфоническая пьеса посвящена памяти учителя Николая Римского-Корсакова и предназначалась для публичного исполнения в мемориальном концерте (в ночь с седьмого на восьмое июня Николай Андреевич умер).
Опус исполнили лишь однажды – 17/30 января 1909 года в программе первого «Русского симфонического концерта памяти Н.А. Римского–Корсакова». За дирижёрский пульт оркестра графа Шереметьева в Большом зале Санкт–Петербургской консерватории встал Феликс Блюменфельд. (Предполагаемый ранее дирижёр Александр Глазунов заболел и не смог поучаствовать в концерте).
Во время революции 1917 года рукопись «Погребальной песни», по словам композитора, исчезла. Как выяснилось, ноты поступили в библиотеку Ленинградской консерватории 10 мая 1932 года. Через 18 лет их списали с баланса (акт № 360 от 8 февраля 1951 года), однако не уничтожили.
Уникальные тексты нашла библиотекарь Санкт-Петербургской консерватории Ирина Сидоренко, к которой ранее обращалась Наталья Брагинская, давно разыскивающая «Погребальную песню» по разным архивам. Комплект из 58 оркестровых партий лежал 106 лет среди тонн клавиров и партитур. В феврале 2015 года их удалось обнаружить при экстренном переезде Консерватории из закрывавшегося на ремонт исторического здания.
Через семь месяцев, в сентябре Наталья Брагинская представила сенсационную находку музыкальной общественности, подробно рассказав о ней на Международном симпозиуме «Работа над полным собранием сочинений композиторов» в Санкт–Петербурге. Урегулирование правовых вопросов заняло ещё год, как рассказал исполняющий обязанности ректора Консерватории Алексей Васильев. (Интеллектуальное право на оркестровые голоса «Погребальной песни» было у семьи Стравинских, а материальное — у Санкт-Петербургской консерватории имени Римского–Корсакова).
Выбор дирижёра и места для мировой премьеры возник сам собой: Мариинский театр — это один из символов северной столицы, а Валерий Гергиев позвонил первым в Консерваторию после доклада Натальи Брагинской. Сейчас оркестровые партии «Погребальной песни» вновь внесены в каталог Научной музыкальной библиотеки учреждения. В списке пропавших ранних сочинений Стравинского числятся до сих пор: Кантата к 60-летию Римского-Корсакова 1904 года и миниатюра «Кондуктор и Тарантул» 1906 года.
«Погребальная песня» написана для тройного состава Большого симфонического оркестра. Её тональность — ля минор, темп — Largo, размер — 6/4, а объём — 106 тактов.
– Это была как бы процессия всех солирующих инструментов оркестра, возлагающих свои мелодии в виде венка на могилу учителя на фоне сдержанно-тремолирующего рокота подобного вибрации низких голосов поющих хором, – писал композитор в «Хронике моей жизни». Стравинский считал эту пьесу одной из лучших до всемирно известного балета «Жар–птица».