Рецензия: «Грибы» - «Дом на колёсах, часть 1» *** (Слушать)

2016, Most

На днях киевская группа «Грибы» давала в Москве сольник: поклонники едва не разнесли клуб, пиарщики устали отказывать просителям хоть каких-нибудь билетов, а соцсети наполнились восторженными междометиями, в основном далёкими от членораздельности. Собственно, в этом же тоне выдержаны примерно все отзывы о «Грибах» за последние полгода, то есть с момента их появления на орбите общественного внимания. Все эти восторги всё же представляются чуть преувеличенными, если послушать первые синглы или вот первый альбом «Дом на колёсах». Да, и форма, и содержание их песен довольно забавны - но называть их новыми законодателями мод или прорывом года я бы не спешил. «Грибы» смешивают энергичный речитатив с электрохаусом 90-х, выступают в амплуа выпивших озверина или «отвязина» «Братьев Улыбайте» или «Чугунного скорохода» и поют в основном о том, как качает бит на их танцполе. Тут группа достигает полного единства музыки и текстов: под цепкий качающий бит они говорят и показывают, как круто под них танцевать. Есть упорное подозрение, что этой нехитрой идеи недостаточно для того, чтобы поднять волну подражателей, попасть в телевизоры и стать народными артистами (в официальном или неофициальном смысле, не суть). Говорить можно пока только о том, что «Грибы» угадали потребность части аудитории и дали ей то, чего ей не хватало: возможности отбросить приличия и угорать под вот такую дурацкую и в чём-то стыдную музыку. Опять же: если вслушиваться в песни, окажется, что они не настолько стыдные и дурацкие, как хочет публика. Поэтому весь хайп вокруг «Грибов» - это не история любви к новому явлению, это хроника сбычи смутных мечт части аудитории. «Да, это, оказывается, то, чего мы давно ждали», - сказала часть публики, услышав первые синглы «Грибов». Дальше группе оставалось лишь не спугнуть подкравшуюся удачу и примерно соответствовать этим ожиданиям на дебютном альбоме. Пока удалось.

Полтора десятка лет назад Сергей Шнуров так же убедил менеджеров низшего и среднего звена, что по пятницам после офисной работы они должны напиваться и орать непотребные матерные песни. «Точно, мы этого хотим», - сказали менеджеры. К чести Шнура надо заметить, что он оказался более талантливым манипулятором, чем казалось вначале, и проделал с ожиданиями публики ещё много разных фокусов. Смогут ли «Грибы» предложить ещё какую-то концепцию или продолжат давать то, что от них сейчас хотят слышать, пока не известно. Если давать прогнозы, то скорее нет, чем да. Не очень верится, что фразы «мы как будто роботы, делаем электро», «чики-пики дела, в танце трутся наши тела», «давай будем джемиться - после того как поженимся» при всём их остроумии вырастут в нечто большее, чем сезонный аттракцион.

«Грибы» к тому же пока остаются сугубо сетевым феноменом: на концерт пришли люди, прочитавшие о нём в интернете, а после концерта они туда же написали свои эмоциональные отзывы. Не исключаю, что это те же юзеры, которые за два дня до выступления «Грибов» с тем же задором высказывались по поводу конфликта Елены Летучей и ресторана «Одесса-мама». Завтра какой-нибудь новый холивар или новая музсенсация вытеснит из их сознания недавние интересы. Так уж устроено восприятие новостей в сети, и сегодняшний успех «Грибов» совершенно не гарантирует им успех завтрашний.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости