Рецензия: Ольга Арефьева - «Глина» **** (Слушать)
2016, «Союз Мьюзик»
Если кто вдруг опасается слушать Ольгу Арефьеву, видя в ней не произносящего и слова в простоте сурового лидера московского акустического подполья, то вот вам альбом, который можно включать без риска. «Глину» можно назвать максимально приближенной к мейнстриму работой Арефьевой и «Ковчега», и дежурная фраза из пресс-релиза о «хитовых, чувственных и ярких песнях» на поверку оказывается совершенно правдивой. Разумеется, менеджмент Ольги не мог не расставить вокруг альбома частокол от случайных слушателей и сообщил, что «в этой пластинке рассказана история, которая идет от регги-похода Великого Намгуары на безудержный ямайский карнавал ко встрече на небесах Черного воина со всеми его женами». Слабонервных подобные формулировки, конечно, отпугнут, как отпугивали на протяжении всей предыдущей карьеры певицы, но знаете что: иногда банан - это просто банан, а песни - просто песни, какие бы возвышенные смыслы в них ни находили задним или передним числом. Часть представленных композиций уже известны посетителям концертов Арефьевой, ну а тем, кто их ещё не слышал - стоит послушать.
Первый трек называется «Бытовая зарисовка» - и это действительно бытовая зарисовка, только изложенная невероятно богатым поэтическим языком и... в форме речитатива. Тут вспоминается предисловие Дмитрия Спирина к собственной книге «Тупой панк-рок для интеллектуалов»: «Чем я не писатель? Писатель, да ещё какой. Многие пососут». Чем Арефьева не рэпер? Рэпер, да ещё какой, умный и талантливый. Многие... ну, вы поняли. В песне «Глина» задумчивые речитатив оттеняется красивым распевным припевом. В «Чёрном воине» Ольга Арефьева возвращается к регги-ритмам - и опять же сложно понять, почему признанные лидеры жанра почтительно не расступаются перед ней. Может, виной тому всеядность певицы, постоянно переименовывающей свой «Ковчег» в соответствии с жанром, в котором готовится та или иная пластинка? А слушатели и коллеги просто не успевают перестроиться? Что ж, альбом «Глина» может послужить тренажёром быстрого переключения между стилями. «Лиса» и «Бахамут» испытали сильное влияние этно, «Дом, которым заведует ЖЭК» - бытовая зарисовка в фолк-жанре, «Духовный лётчик» и «Сумасшедший» укладываются в русскороковый канон, «Джокер» и «Намгуара» - опять регги, «Лётчица» - рок-романс, «Джаз-до-сокола-в-парк» - одновременно и джаз, и бард-рок... Желающие найти в альбоме заумь, несомненно, её найдут, но гораздо больше здесь ёмких и образных строк вроде «у попа была собака, она спасала его от мрака» и песен, уместных в любом культурном контексте. А в финале всех ждёт жизнеутверждающая «Птица удачи».
Алексей Мажаев, InterMedia