Рецензия: «Рай» *****
Пресс-показ фильма «Рай» состоялся в пресс-центре МИА «Россия сегодня» 15 декабря 2016 года. Режиссер: Андрей Кончаловский. В ролях: Юлия Высоцкая, Филипп Дюкен, Кристиан Клаусс. В России фильм выходит в прокат 19 января 2017 года.
Сюжет фильма строится на переплетении судеб трех современников Второй мировой войны. Ольгу, русскую аристократку, эмигрантку и участницу французского Сопротивления арестовывают нацисты за укрывательство двух еврейских детей. В тюрьме ею увлекается Жюль - француз-коллаборационист, который ведет ее дело и готов в обмен на интимные отношения смягчить приговор. Однако события принимают неожиданный оборот, и Ольгу все-таки отправляют в концентрационный лагерь, где ее жизнь становится адом. Но неожиданно героиня встречает там Хельмута – высокопоставленного офицера СС, приехавшего в лагерь с проверкой. Когда-то он был безнадежно влюблен в Ольгу, и теперь между ними завязываются странные и болезненные отношения. Хельмут собирается сбежать с пленницей.
Фильм снят необычно, и дело тут даже не в том, что он черно-белый (что, конечно, вызывает ассоциации со старым кино). Почти половина хронометража – это интервью с персонажами, во время которых они как бы находятся один на один со зрителем, рассказывают свою версию происходящего. Жюль, в целом, безразличен ко всему. Ольга страдает, заламывает руки, плачет и готова жертвовать собой. Хельмут, когда-то слепо веривший, что Гитлер строит для немцев рай на земле, разочаровывается в его идеалах и ищет способ свернуть с пути, намеченного для него Гиммлером. В процессе такого обнажения душ мы понимаем, кто из героев в конечном счете заслуживает настоящего небесного рая.
Небогатая цветовая гамма фильма контрастирует с основным посылом о том, что окружающий мир не черно-белый, а очень сложный, с кучей оттенков и мнений. Картина местами может напугать, эмоционально вымотать, а под конец и вовсе прижать зрителя к креслу, заставляя нервно заламывать пальцы. Такого напряжения совсем не ждешь от артхаусной драмы.
Впрочем, про «Рай», как и про прошлогоднего «Сына Саула» (обладателя премии «Оскар», также поднимающего тему Холокоста как ада на земле), говорить много не имеет смысла. Это надо прочувствовать – как говорят сами герои в трейлере. И даже не важно, окажется ли зритель верующим или атеистом – мощный гуманистический посыл картины ощутит любой.
Павел Соломатин, InterMedia