Рецензия: «Ла-Ла Ленд»: Такой разный джаз *****

Пресс-показ фильма «Ла-Ла Ленд» состоялся в кинотеатре «Формула Кино Горизонт» 22 декабря 2016 года. Режиссер: Дэмьен Шазелл («Одержимость»). В ролях: Эмма Стоун, Райан Гослинг. В России фильм выходит в прокат 12 января 2017 года.

Миа – старлетка, работающая бариста в небольшом кафе, она готовит кофе для голливудских звезд и мечтает однажды стать актрисой. Но ей не везет – после прослушиваний ей не перезванивают, как бы она ни старалась. Себастьян – профессиональный музыкант, фанатично любящий джаз и мечтающий открыть собственный клуб, поскольку джаз, по его мнению, умирает. Но ему нужны деньги, поэтому он вынужден подрабатывать в барах и на вечеринках, играя то, что совершенно не отвечает его вкусам. Этим двоим суждено встретиться и влюбиться друг в друга. Но однажды их отношения начнет подтачивать внезапный успех.

«Ла-Ла Ленд» – музыкальный фильм, в котором половину времени герои танцуют и поют. Мюзикл – это все же больше театральный жанр, нежели жанр кино, и театральность всего происходящего будет подчеркиваться на экране не раз. Предметы могут появляться по необходимости, как рояли в кустах, задники порой будут казаться картонными и неживыми, время и пространство станет растягиваться и сжиматься, даже гравитация окажется не столь фундаментальной единицей, подчиняясь в одной из сцен театральной условности и режиссерскому замыслу. Многие вещи здесь отданы исключительно на воображение зрителю – как и положено в настоящем театре.

Театральную условность происходящего на экране лишний раз подчеркивает Эмма Стоун. Во время сцен прослушивания актриса намеренно переигрывает, лишь акцентируя внимание на постмодернистском приеме «фильма в фильме». Зрителю демонстрируют, что все это – нереально, фильм не о настоящем мире, а о мире воображаемом, о мечтах.

Музыкальная часть «Ла-Ла Ленда» так хороша, что во время обычных драматических сцен, где время течет размеренно, а события разворачиваются более традиционно для кино, можно даже почувствовать себя неуютно. Только и ожидаешь, когда действие снова начнет развиваться при помощи музыки и танцев. Причем джаз тут выбран не случайно. Это не единственный жанр, который принес революцию в музыку, но зато именно он так сближает фильм, действие которого происходит в наши дни, с эпохой золотого века Голливуда. Райан Гослинг и Эмма Стоун выглядят, как классическая голливудская пара, а почти все окружение то ли сошло с картин тех лет, то ли осталось после съемок «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэнов. Во всем чувствуется бесконечная ностальгия и любовь режиссера к классике.

«Ла-Ла Ленд» – фильм трогательный, смешной, милый, но в то же время – пронзительно печальный. Его часто будут сравнивать с другими мюзиклами, но по своему настрою он больше похож не на них, а на «Светскую жизнь» Вуди Аллена. Даже идеи этих картин в чем-то схожи. Что важнее: любовь или мечта? Что вы выберете, если однажды придется выбирать? Неудачи могут кого-то сломать, но и удачи порой ломают ничуть не болезненнее.

Этот фильм в некотором смысле – вещь в себе. Он не только о самой драме, но еще и о том, как красиво он снят. Картина намеренно выпячивает все свои достоинства, названные выше, – и театральную условность, и яркие музыкальные номера, и ностальгию по классике кинематографа. И этот подход нисколько не раздражает, а наоборот, дает этой довольно простой любовной истории какую-то свежесть. Впрочем, впечатляющая визуальная картинка к своей развязке заставит многих зрителей прослезиться.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости