Рецензия: Noize MC - «Царь горы» **** (Слушать)
2016, Universal Music
Noize MC, к сожалению, а может, и к счастью, не стал лидером протестного рока и протестного рэпа, хотя такой потенциал у него просматривался. Было ощущение, что вот-вот - и ёмкие фразы из песен Ивана Алексеева станут объединяющим и мотивирующим фактором для сотен тысяч людей. Справедливости ради нужно напомнить, что сам Нойз на роль агитатора, горлана и главаря не подписывался, и яркие критические треки появлялись у него только в тех случаях, когда тема остро задевала его лично. Писать специально какие-то фельетоны и тем более лозунги музыкант не собирался. Вместо этого он делает то, что его волнует и что лучше всего у него получается: злые наблюдения, чёрный юмор, лёгкость пера - вот это всё самым выгодным образом представлено на новом альбоме «Царь горы». Ваши ожидания - это ваши проблемы. Да и стоит ли ещё чего-то ждать, если в собственном жанре Noize MC на этой пластинке раз за разом берёт планку, выставленную на нехилой высоте.
Диск начинается с шумной «Make Some Noize», в которой Noize доходчиво показывает, как это он скрещивает рэп с роком, тем, кто этому до сих пор удивляется. После такого не для всех обязательного ликбеза начинаются вещи поинтереснее: в «Стэнли запишет хит» слушатель должен, затаив дыхание, следить за сюжетом из жизни гангста-рэперов, изложенным в лучших образных традициях Ивана Алексеева, и подпевать припеву. Сложно удержаться от цитирования яркого финала: «Стэнли всё уже похеру, конец песни». В заглавной песне Noize MC высмеивает извечную людскую жажду власти, причём, что очень ценно, делает это без малейшей крупицы пафоса.
«Гвозди» - очередная коллаборация Нойза с Atlantida Project: космический голос покойной Саши Соколовой и яростный речитатив Ивана пробирают до мурашек. «Грабли» - дико смешное письмо Деду Морозу: «В этом году я вёл себя плохо, не слушался, плохо кушал, дедушка, ты будешь в ужасе, как в прошлом году, даже хуже. Говорил слова нехорошие, а те, что дал, все нарушил. Ноль выводов из ошибок прошлого, только выводок новых грешков ещё взял на душу: хулиганил, дразнился, дрался, напивался, буянил, по полной жёг, каким был, таким и остался, по-другому не смог. Пожалуйста, положи для меня меня нового в свой мешок, я залезу на табуретку и прочту тебе свой стишок», - а потом лирический припев. Впрочем, дуэт Ивана с неполиткорректным открытием прошлого года Лизой Монеточкой получился ещё смешнее. В треке «Чайлдфри» они наперебой произносят текст самого глумливого свойства, ставший невероятно привязчивым припевом: «Послушай мой совет в формате mp3, не жди, пока состаришься, скорей умри, жаль, что твои родители не чайлдфри, гори в аду, в аду гори». Есть и ещё один заметный дуэт - с Miss Baas: лирические герои трека «Всё ОК» нервно обсуждают, куда спрятать свежий труп.
Ещё один эмоциональный пик альбома - «Любимый цвет», удивительно пронзительное и откровенное признание в любви к любимой женщине: «У меня есть три футболки, две гитары, пара кед и песенок эдак под сорокет, на болванку в рюкзаке. Я тебе их запишу и подпишу там в уголке свой дурацкий псевдоним на иностранном языке. У меня есть хитрый план: под гитару тебе спеть, затащить тебя в постель, завести с тобой детей и прожить с тобой всю жизнь, соглашайся, не робей». Откровенная, штучная вещь, которая объясняет, почему Иван Алексеев не может поставить на поток воспроизводство своих удач: он поёт о главном, а главное нельзя произвести по шаблону на конвейере.
Алексей Мажаев, InterMedia