Рецензия: «Невеста»: Я буду вместо, вместо, вместо нее ***

Пресс-показ фильма ужасов «Невеста» состоялся в кинотеатре «Формула Кино на Кутузовском» 13 января 2017 года. Режиссер: Святослав Подгаевский. В ролях: Виктория Агалакова, Вячеслав Чепурченко, Александра Ребенок, Игорь Хрипунов. В России фильм выходит в прокат 19 января 2017 года.

19 век, Российская империя. Искусство фотографии в стране только зарождается, и бытует странная традиция снимать умерших людей, рисуя им глаза на веках. Многие верят, что снимок может запечатлеть не только внешний вид человека, но и его душу, а потому стремятся таким образом задержать покойника в этом мире. Однако один молодой барин в попытках обмануть смерть проводит над своей только что умершей невестой куда более изощренный обряд.

Наши дни. Девушка Настя после свадьбы уговаривает своего мужа взять ее к родственникам, живущим далеко в глубинке, в старинном поместье. В доме девушку начинают мучать кошмарные сны и странные предчувствия, а семья Ивана с пугающей настойчивостью хочет провести таинственный свадебный обряд по своим традициям. Очень быстро Настя начинает жалеть, что вообще приехала.

Святослав Подгаевский – режиссер, казалось бы, сумевший поставить фильмы ужасов в России на поток. Его «Владение 18» и «Пиковая дама: Черный обряд» идеальными не были, но все же давали надежду на становление жанра. Довольно необычным был в них и выбор места действия – московская окраина. Во многих голливудских фильмах ужасов, начиная с культовых («Кошмар на улице Вязов», «Пятница, 13-е», «У холмов есть глаза», «Дети кукурузы» и т.д.) и заканчивая современными, такими как «Синистер» и «Заклятие», действие происходит в американской глубинке и почти никогда – в крупных мегаполисах, где жизнь бьет ключом почти круглые сутки. Подгаевский с легкостью переносит на голливудские шаблоны родной колорит и свое представление о глубинке, как о спальном районе города, создавая необычную атмосферу индустриальной готики.

Но «Невеста», увы, свою стилистику изменила и стала более голливудской. Загадочное поместье, расположенное где-то в лесу, семья со странными обрядами и дом, из которого хочется бежать сразу, как увидишь. Сама по себе такая смена места действия – это не плохо и не хорошо, если получается рассказать историю. Но вот с историей у фильма, увы, есть определенные проблемы.

Любовная линия Насти и Вани выглядит настолько неправдоподобно, что вызывает чуть ли не отторжение. Девушка семьей жениха, кажется, не интересовалась вплоть до самой свадьбы, а тот, зная обо всех темных секретах своей родни и не желая, чтобы над Настей проводили зловещий обряд, все равно везет ее на родину, хотя вполне мог бы этого избежать. Дальше Ваня оказывается не в состоянии защитить не только супругу, но и себя самого, отыгрывая деревянного чурбана. И даже во время финальной схватки со злом все, что он делает – это стоит за стенкой, молча наблюдая, как его жена пытается выжить.

Если Пиковая дама была нарисована широкими мазками, то к новому олицетворению зла Подгаевский подошел со всей ответственностью. История разрабатывалась очень старательно, собиралась из множества мелких кусочков. Тут легенды, касающиеся фотографий, покойников, духов, свадебных обрядов, невероятные байки из «Битвы шар… экстрасенсов». Вновь режиссер возвращается к теме таинственной силы женских украшений и бытовых предметов, снабжая все это отсылками к другим известным фильмам, добавляя необычные перемещения во времени – все это неплохо углубляет получившуюся историю.

Понятно, что в настоящем хорроре за ужас отвечает не призрак, выскакивающий из-за угла, а грамотно продуманная атмосфера, генерирующая саспенс - в результате зритель пугает себя сам даже больше, чем его мог бы напугать фильм. Атмосферу без хорошего сюжета не создать, но в случае с «Невестой» складывается ощущение, что Подгаевский так сильно зациклился на том, чтобы рассказать придуманный им миф про фотографии, забирающие себе душу, что совсем забыл о том, что хоррор должен еще и охлаждать кровь в жилах. Его новая картина выглядит значительно масштабнее, чем «Пиковая дама: Черный обряд», но вот бояться ее совсем не получается. За саспенсом почти никогда не следует действительно страшной развязки, а к героям не привязываешься, а потому и не сопереживаешь, когда они попадают в непонятные ситуации. Впечатлительного зрителя «Невеста», конечно, заставит пару раз вскрикнуть и зажмуриться, но вот более искушенная аудитория, скорее всего, уйдет из кинотеатра неудовлетворенной.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости