Рецензия: «Три Икса: Мировое господство» ***
Пресс-показ фильма «Три Икса: Мировое господство» состоялся в кинотеатре «Киносфера IMAX» 18 января 2017 года. Режиссер: Ди Джей Карузо. В ролях: Вин Дизель, Донни Йен, Дипика Падукон, Руби Роуз, Нина Добрев, Рори МакКанн, Тони Коллетт, Сэмюэл Л. Джексон, Айс Кьюб. В России фильм выходит в прокат 19 января 2017 года.
Ксандер Кейдж возвращается из добровольного изгнания. Он снова нужен своей стране в качестве участника секретной программы АНБ «Три икса», для которой отбирались лучшие спортсмены-экстремалы. Его задача – найти и обезвредить опасных террористов и найти таинственное оружие «Ящик Пандоры».
Первая часть серии «Три Икса» вышла в 2002 году. Вину Дизелю тогда было 27 лет, на экране он мог показаться кому-то даже младше. Парень, увлекающийся экстримом и презирающий общество потребления, – он вполне походил на кумира молодежи тех лет. Может, Ксандер Кейдж не стал в итоге культовым персонажем, но вязаные шапочки с его логотипом неплохо продавались даже в России. Теперь же 49-летний Дизель, лихо рассекающий на скейтборде, выглядит скорее инфантильно, нежели героически.
При этом первые «Три Икса», как и первый «Форсаж» (оба фильма, кстати, снял один и тот же режиссер – Роб Коэн) приятно вспоминать, несмотря на их глупость и абсурдность. После просмотра складывалось ощущение, будто эти фильмы делались не ради прибыли, а просто из любви к процессу. Как стритрейсеры, отрицающие правила дорожного движения и признающие только скорость, так и спортсмены-экстремалы, проповедующие нигилизм и острые ощущения, выглядели там совершенно искренне. Этой теплой, ламповой атмосферы в новой ленте не осталось совсем, ее заменил лютый расчет, который чувствуется буквально в каждом кадре. Кажется, будто весь сценарий писали люди из коммерческого отдела киностудии: «Так, вот эта сцена должна быть на 53,8% круче, чем в таком-то фильме, а вот эта сцена – на 29,3% масштабнее». Никто не удивляется, что после просмотра новых «Мстителей» или «Звездных войн» возникает такое чувство, но Вин Дизель так яростно позиционирует себя как фаната комиксов и компьютерных игр, что ждешь от него большей чуткости.
Писать про боевики с Вином Дизелем в целом так же бессмысленно, как про наши «Елки». Уже из трейлера всем должно быть понятно, что фильм собой представляет и на какую аудиторию рассчитан. В вопросах постановки экшена и баланса брутальщина/юмор каждая последующая картина оказывается все лучше предыдущей. Никаких других задач для себя авторы не ставят, а потому разочароваться в результате сложно, если идти на типичное «попкорн-муви». При этом приятно, что исполнитель главных ролей свою работу искренне любит. По крайней мере, в инстаграме Дизеля с удивительной регулярностью появляются кадры и арты из фильмов с его участием, сопровождаемые тематическими хэштегами типа #FuryanFriday и #xXxThursday. Впрочем, любовь актеров к своим ролям, увы, далеко не всегда отражается на качестве фильмов.
Еще несколько лет назад можно было искренне верить в то, что Вин Дизель станет хорошим актером. В 2006 году вышла отличная драма «Признайте меня виновным», где он исполнил главную роль вместе с Питером Динклэйджем, через два года – недооцененный критиками фантастический боевик «Вавилон Н.Э.». Увы, после этого актер вернулся в «Форсаж», навсегда выбрав стезю заложника одного образа. С технической точки зрения новые «Три Икса» в разы превосходят все предыдущие фильмы, но вот на эмоциональном уровне – пустота. Ксандер Кейдж и Доминик Торетто – персонажи настолько идентичные, что не очень внимательный зритель едва ли увидит между ними разницу. После беглого просмотра вполне можно начать недоумевать, почему в фильме не упоминаются, скажем, герои Пола Уокера или Дуэйна Джонсона.
Павел Соломатин, InterMedia