Рецензия: документальный фильм «Выше Ноля» **** (Видео)
2016, Фёдор Чистяков
Авторы большинства материалов о группе «Ноль» норовили так или иначе обыграть в заголовке числительное из названия коллектива. Это как тридцать лет назад началось, так в целом и продолжается. Вот и название нового документального фильма поддержало тенденцию - при этом, в отличие от многих других заголовков, оказалось вполне точным и соответствующим содержанию. Лента Анатолия Зайончковского «Выше Ноля» посвящена тому, что было в жизни и творчестве Фёдора Чистякова после группы «Ноль»: после «Ноля», или, если выражаться более поэтически, выше «Ноля».
Понимая, что от «Ноля» в разговоре о Чистякове никуда не деться, авторы фильма и сам Фёдор делают вполне удачную попытку перенастроить зрительскую оптику. После «Ноля» прошло уже двадцать лет, и всё это время новое творчество Фёдора Чистякова сравнивают с ярким периодом юношеского буйства, закончившегося для лидера группы в психушке. Все эти «вяло», «вообще не похоже на «Ноль», «где энергия?», «постарел Дядя Фёдор, успокоился», «а вот это уже кое-что, но до «Настоящего индейца» не дотягивает» основывались не столько на услышанном, сколько на субъективных представлениях рецензентов о том, как должно быть (сам грешил этим, каюсь). Документальный фильм «Выше Ноля» наконец-то даёт Чистякову возможность рассказать, что он сам думает по этому поводу (он упоминает в ленте, что читает рецензии, о чём мы и раньше догадывались по некоторым косвенным признакам). С колокольни музыканта всё происходящее смотрится совсем иначе, что само по себе делает ленту захватывающей, несмотря на скупость изобразительных средств. В центре фильма - спокойный монолог Фёдора Валентиновича, иногда перемежаемый архивными кадрами или короткими интервью его коллег. Единственный символический кинематографичный жест - отнесение на помойку старых записей «Ноля», да и то Чистяков делает это с на редкость будничным видом.
Несмотря на отсутствие внешних эффектов, повествование местами выглядит очень драматично. Фёдор мельком упоминает свои, по его формулировке, «злоключения», а потом подробно рассказывает о том, что было после «Ноля». Несколько раз за эти 20 лет он был совершенно точно уверен в том, что его музыкальная карьера закончена и нужно заняться чем-то другим. В этот-то и заключается львиная доля драматизма фильма: вы знаете другую рок- или поп-звезду, на полном серьёзе мечтающую покончить со всем этим? Не в сердцах и не в эмоциональном порыве, а осознанно? И тем более рок-звезду, которая почти осуществила этот уход и в какой-то момент профессионально занялась видеомонтажем? Сам Чистяков об этих уходах тоже говорит почти безэмоционально, как и об обстоятельствах, всякий раз отменяющих «окончательные решения» о смене карьеры. Но эта спокойная интонация лишь подчёркивает внутренний нерв событий и ситуаций. Коллеги, вдруг решившие сделать с Фёдором «совместку», внезапные творческие идеи, публика, наконец - каждый раз находилось что-то, дающее Чистякову новую мотивацию. А можно ли пафосно назвать это перстами судьбы, зритель решит для себя самостоятельно. Как бы то ни было, Фёдор Чистяков давно уже «выше «Ноля» - и после этого фильма с такой позицией согласится даже самый упёртый фанат раннего творчества.
Алексей Мажаев, InterMedia