Рецензия: «Звонки»: А пугаться-то когда? **
Пресс-показ фильма «Звонки» состоялся в кинотеатре «Формула Кино на Лубянке» 1 февраля 2017 года. Режиссер: Хавьер Гутьеррес. В ролях: Матильда Анна Ингрид Лутс, Алекс Роу, Джонни Галэки, Винсент Д’Онофрио. В России фильм выходит в прокат 2 февраля 2017 года.
Холт уезжает на учебу в колледж, где знакомится с преподавателем экспериментальной биологии Габриэлем. Габриэль верит в существование жизни после смерти и организует особый образовательный проект, связанный с изучением видеозаписи. Той самой видеозаписи, после просмотра которой через 7 дней появляется призрак Самары и убивает посмотревшего. Ученики изучают запись, перезаписывают, после чего показывают следующему, таким образом «передавая» смертный приговор по цепочке. На их сленге это называется «сбросить хвост». Однако Холту не везет – для него «хвоста» почему-то не находится. Тогда его девушка Джулия решает вмешаться и принять удар на себя – за несколько часов до прихода Самары она копирует запись и смотрит видео. Ее самоотверженность приводит к тому, что Самара меняет привычные правила игры.
В Голливуде любят делать ремейки удачных фильмов из других стран, взять хотя бы мексиканский «Репортаж» или японское «Проклятие». Однако в случае со «Звонком» американская серия в сиквелах поменяла концепцию. Оно и понятно – литературный первоисточник слишком сильно ударился в научную фантастику со своими виртуальными мирами и эпидемиями, растеряв остатки триллера. Куда разумнее было вернуть во главу угла призрака, вылезающего из телевизора. Однако «Звонки» идут куда дальше. Привычная тема развивается в лучших постмодернистских традициях, где народ уже давно знает про кассету и Самару, изучает ее и даже создает вокруг нее некий культ. Такое постмодернистское развитие, пожалуй, даже можно отнести к плюсам картины.
Проблема в том, что «Звонки» не тянут ни на триллер, ни на хоррор. Совсем. Плохо в этом отношении абсолютно все. Здесь слабая история, как в недавно вышедшей «Невесте», а типичные средства создания сапсенса используются так неумело, что не вызывают при просмотре фильма какого-либо напряжения или хотя бы просто дискомфорта. Пугающих элементов, даже самых клишированных, так мало, что «Звонки» не вызовут особых эмоций даже у тех, кто впервые пришел на фильм ужасов. Ночь, темная комната в подвале, тусклый свет фонаря – и зритель уже понимает, что сейчас в поле зрения окажется страшная физиономия призрака. Особо впечатлительные могут прикрыть глаза.
Да и сама Самара претерпела сильные изменения. Все-таки японцы знают толк в том, чтобы напугать, напирая порой на иррациональные вещи. Садако из оригинальной версии «Звонка» была не просто призраком, но и вирусом, стремящимся к размножению. А с вирусом нельзя договориться, вирус нельзя переубедить. И зритель встречался с проблемой, аналогов которой раньше не видел.
В «Звонках» Самара – просто призрак, вылезающий из телевизора. Она, конечно же, представляет собой абсолютное зло. Но при этом она вполне по-человечески хочет, чтобы ее пожалели и отнеслись с уважением. Градус накала страстей значительно снижается из-за переноса акцентов истории на прошлое Самары. В результате нам подается типичнейший сюжет о том, что злом, порой, оказываются не чудовища и монстры, а самые обыкновенные люди. Это могло бы быть кому-то интересно, несмотря на заезженность темы, но мы идем смотреть на «Звонок» и его сиквелы не за этим. Мы хотим видеть Самару, вылезающую из телевизора, и людей, испуганных неотвратимой участью и пытающихся как-то спастись. То есть то, что отличало «Звонок» от всех прочих ужастиков. А именно Самары здесь чудовищно мало – лишь одно полноценное появление в самом начале картины, а также еще несколько коротких. Убрав ее с поста главного зла в фильме, авторы превратили «Звонки» в типичную ленту от Bloomhouse Productions – студии, прославленной массовым клепанием клишированного хоррор-треша.
Пожалуй, единственный плюс картины – наличие химии между главными героями. Холт и Джулия действительно любят друг друга, что легко передается через экран. Но этого недостаточно ни для того, чтобы рассказать хорошую историю, ни для того, чтобы напугать.
«Звонки» – откровенно скучный фильм с нелогичной концовкой, оставшейся к тому же открытой. Впрочем, это и не фильм вовсе. Лента, все содержимое которой без особого труда уместилось бы минут в 15 пересказа, представляет собой ни много ни мало – новую ступень кинематографа. Не будет преувеличением сказать, что мы стоим на пороге рождения нового жанра: фильм-прелюдия или фильм-пролог. Произведение, не несущее никакой самостоятельной художественной ценности, но всем своим видом и всеми своими сюжетными поворотами говорящее: «Смотри, зритель, у нас на эту франшизу еще большие планы!» Такими же были «Бэтмен против Супермена» и «Джейсон Борн». И, увы, таких фильмов в ближайшем будущем мы увидим еще очень много.
Павел Соломатин, InterMedia