Рецензия: «Манчестер у моря». И не друг, и не враг, а так ****

Драма «Манчестер у моря» выйдет в российский прокат 23 марта 2017 года. В ролях: Кейси Аффлек, Мишель Уильямс, Кайл Чандлер и другие.

Угрюмый и немногословный сантехник Ли Чендлер (Кейси Аффлек) обслуживает четыре дома в Бостоне. Свои обязанности он выполняет неплохо, но вот с клиентами, как правило, груб и пренебрежителен, из-за чего на него постоянно поступают жалобы. Впрочем, Ли на это ровным счетом наплевать, поскольку и в редкие минуты отдыха он привык вести себя совершенно безобразным образом. Чуть что – сразу затевает драку без предупреждений, рассуждений и малейшего повода.

В Манчестере-у-моря ,родном городе Ли, от сердечного заболевания умирает его брат. Прибыв проститься с родственником, герой выясняет, что тот завещал ему оформить опекунство над осиротевшим племянником Патриком (Лукас Хеджес). От такой перспективы мизантроп Ли, мягко говоря, не восторге. Да и окружающие начинают смотреть на него косо, поскольку его возвращение напоминает им о трагедии в семействе Чендлеров, потрясшей этот провинциальный городок несколько лет назад. У Ли открываются и начинают нестерпимо болеть старые душевные раны …

Сценарий «Манчестера у моря» был написан достаточно давно, но ход ему дали лишь три года назад, когда проектом заинтересовался Мэтт Дэймон. Из-за сильной загруженности на других фронтах реализовать режиссерские и актерские амбиции здесь у него не получилось, поэтому главную роль исполнил младший брат Бена Аффлека, специализирующийся на тонкой психологической игре, богатой полутонами и разнообразными нюансами. Именно участие Кейси Аффлека и вывело фильм, по мнению большинства критиков, на финишную прямую гонки за «Оскар».

«Манчестер у моря» легко поставить в один ряд с такими вялотекущими драмами последнего сезона, как «Коммивояжер» Асгара Фархади и «Рождество опять» Чарльза Покела. Во всех этих картинах герои априори предоставлены исключительно самим себе, но тщатся друг другу помочь, лишь усугубляя тем самым и без того тяжелую ситуацию. Им не за кого спрятаться и не на кого положиться. Пластмассовый мир окончательно победил, поэтому вместо проторенных мелодраматических сюжетов и шекспировских страстей царит пустота и апатия. Чувства окончательно упразднены – все заполняет малозначащая предметная реальность, поэтому в «Манчестере у моря» в ключевые моменты всплывают лишь заклинившие брючные молнии, замороженные цыплята и поломанные кукольные домики, за которые экзальтированные девушки опасаются сильнее, чем за здоровье своих кавалеров.

Культура никому не нужна, религия задвинута на задворки бытия и отдана на откуп последним негодяям, литература окончательно профанирована. Экзистенциальные бездны нечем даже замаскировать – да и не будут они больше глядеть на тебя, проигнорировав все заветы Ницше. Всевозможным сторонникам вселенского пессимизма, психоаналитикам, сюрреалистам и экспрессионистам было гораздо проще, потому что они могли хотя бы сбиваться в стаи и упиваться собственными бессилием, «канонизированным» в ранге стройных философских систем. Даже кафкианским страстотерпцам было в разы легче, ибо безупречная карательная машина напрочь снимала с них всю ответственность за принимаемые решения. А проштрафившийся Ли и рад бы сдаться в руки правосудию, да содеянное им проходит вовсе не по этому ведомству.

От метафизики, конечно, не отмахнуться даже в этом, казалось бы, полностью выжженном пространстве. Но потусторонние посланцы протягивают Ли руку лишь эпизодически, а дальше он все равно вынужден барахтаться сам. И ведь, что удивительно, сметана взбивается в масло под ногами даже против его воли!

Денис Ступников,InterMedia

Последние новости