«Леди Макбет» из Самары обдала «контрастным душем»
Самарский академический театр оперы и балета 22 февраля 2017 года представил на сцене Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко оперу «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича в рамках фестиваля «Золотая маска». Постановка претендует на одноименную премию как «лучший спектакль в опере», в индивидуальных номинациях фигурируют Александр Анисимов («лучший дирижер в опере»), Георгий Исаакян («лучший режиссер в опере»), Ирина Крикунова – Катерина («лучшая женская роль») и Дмитрий Скориков – Борис Тимофеевич («лучшая мужская роль»). Наряду с номинантами на премию в главных партиях выступили Иван Максимейко (Зиновий Борисович), Илья Говзич (Сергей), Наталья Фризе (Сонетка) и др.
Постановщики во главе с Георгием Исаакяном (худруком Детского музыкального театра им. Н.Сац) взяли первую версию оперы Шостаковича, созданную в 1932 году (любопытно, что спектакль, поставленный по второй редакции в Большом театре – прямой конкурент самарцев на нынешнем фестивале). В ней сильнее контрасты, «физиологичнее» музыка, больше гротеска, а личная трагедия Катерины еще не вписывается в социальный контекст. Шостакович называл свое сочинение «трагедией-сатирой», и именно акцентом на второй составляющей самарская постановка значительно отличается от спектакля Большого театра. Зритель хихикает подчас даже там, где Шостакович, быть может, и не предполагал такой реакции (причиной тому, быть может, некоторая карикатурность персонажей и невсамделишность их поведения), но дух Гоголя и Салтыкова-Щедрина здесь витает вполне ощутимо. Трагедийные эпизоды, в особенности финал оперы, становятся мощным противовесом фарсовым. Режиссер Георгий Исаакян охарактеризовал это, как «контрастный душ».
К контрастам прибегает и художник-постановщик Вячеслав Окунев, который в полном согласии с режиссером сохраняет дух исторической эпохи, не гнушается бытовыми подробностями, заложенными в сюжете, однако виртуозно уходит от буквализма, к примеру, одевая главную героиню в алое подвенечное платье и оформляя в этой же цветовой гамме свадьбу, замешанную на крови.
Самарский театр всего второй раз за всю историю «Золотой маски» участвует в фестивале и конкурсной борьбе: в прошлом году труппа показала оперу «Пиковая дама» Чайковского. Однако Александр Анисимов, корифей советской дирижерской школы, на «Маске» не новичок. В частности, в 2005 году он получил персональную премию именно за «Леди Макбет», поставленную в музыкальном театре Ростова. Возрождающийся после глобальной реконструкции Самарский театр не мог не обратиться к коронному репертуару своего музыкального руководителя, и оркестр под его управлением оказался едва ли не главным действующим лицом спектакля – роскошным и презентабельным. И в звуковом отношении он абсолютно превалирует – и тогда, когда того требует партитура Шостаковича, мастера эффектных громогласных tutti, и тогда, увы, когда стоит уступить передний план солистам. Еще больше усиливает звуковую мощь сценический духовой ансамбль (банда), который олицетворяет собой нечто вроде хора, комментирующего действие в античной трагедии. Порой он играет и роль живой ширмы, тем более что сцен, которыми можно шокировать пуристов, в опере предостаточно. Кстати говоря, несмотря на то, что значительную часть первого действия главные герои проводят в постели, демонстрировать зрителю всю силу своей страсти режиссер их не заставляет. Над характерами же он поработал детально, даже над эпизодическими ролями вроде Задрипанного мужичка. По совокупности вокальной и драматической убедительности выделился солист московской «Геликон-оперы» Дмитрий Скориков, создавший очень выразительный образ похотливого свекра Катерины Бориса Тимофеевича.
Татьяна Давыдова, InterMedia