Рецензия: документальный фильм «Beatles против Rolling Stones» ****

Документальный фильм «Beatles против Rolling Stones» (режиссеры: Микаэль Празан, Кристиан Ратини, Франция, 2015) был показан Первым каналом 3 марта 2017 года. Громкий заголовок придуман скорее для привлечения внимания публики, привыкшей к скандалам из жёлтой прессы. Внимание меломанов и любителей старого рока создателям фильма привлекать и не нужно было. Впрочем, этой публике тоже палец в рот не клади. Естественно, идея уложить в 60 минут историю двух величайших рок-групп ХХ века могла вызвать закономерный скепсис. Особенно у тех, кто прочитал десяток книг и несколько сотен статей про Beatles и Rolling Stones.

Если бы авторы сильно рефлексировали на эту тему, они бы и не стали этот фильм снимать. Поэтому не очень удивляешься тому, что над лентой работали французы - из-за пролива они могут смотреть на британские национальные достояния без излишнего обожествления. Кроме того, жёсткий хронометраж обусловил немного резкую подачу: в то время, как некоторые другие «рокьюментари» могут по десять минут рассусоливать обещания типа «сейчас мы вам расскажем и покажем такое», авторы «Beatles против Rolling Stones» чуть ли не на второй минуте сообщают о гомосексуальности Брайана Эпстайна и вообще не упоминают о смене в Beatles барабанщика.

Взяв неплохой темп, фильм полностью отказался от каких-то флэшбеков и прочих как бы красивых киношных приёмов. Повествование идёт вполне линейно, в полном соответствии с биографиями Beatles и Rolling Stones: авторы очень старались выбирать из этих насыщенных биографий самые интересные события, но, естественно, иногда промахивались. С определённого момента истории обеих групп развивались параллельно, и в фильме эти пересечения обыгрываются как некое соревнование: эти поехали в Америку и покорили её, а у тех получилось не сразу. У одних умер менеджер, а у других гитарист. Одних раскритиковали за оскорбление чувств верующих, а у других на концерте зритель погиб. И так далее. Кадры хроники перемежаются воспоминаниями очевидцев, среди которых нет рок-звёзд, зато есть музыкальные журналисты, а также друзья обеих групп.

При этом сталкивание двух икон британского рока лбами у французов совершенно не получается (надо было поручить такой фильм каким-нибудь российским телеспециалистам по скандалам, интригам и расследованиям). Beatles и Rolling Stones не были врагами, а были скорее друзьями-соперниками: на это лента сначала только намекает, формально стараясь придерживаться своего названия. А потом создатели картины с видимым облегчением развенчивают заглавный миф, признаваясь, что музыканты на самом деле дружили, хотя и не очень афишировали это - чтобы пресса и рекорд-лейблы могли поддерживать интригу, положительно отражающуюся на тиражах. А сложностей у них хватало и без выдуманной конкуренции.

В конечном счёте зритель фильма получает довольно полный, хотя и вынужденно беглый рассказ о Beatles и Rolling Stones в 60-е годы, видит массу архивных кадров, в том числе редких, слышит много музыкальных фрагментов и проникается легендарной атмосферой. Песен, правда, могло быть и побольше, но ею, видимо, пришлось пожертвовать ради исторических фактов.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости