Рецензия: Вася Обломов - «Долгая и несчастливая жизнь» **** (Слушать)
2017, Вася Обломов
В случае с Васей Обломовым как-то сразу примерно знаешь, что услышишь на новом альбоме. Жанр музыкальной сатиры, который нашёл для себя бывшей лидер брит-поп-группы «Чебоза» Василий Гончаров, не имеет прямых аналогов на нашей сцене, но в исполнении Обломова выглядит очень интересно и востребованно. Спетые с кислой улыбкой и горькой иронией тексты по смыслу мало чем отличаются от алармистских постов в фейсбуке - но Вася по-прежнему обрекает эти слова в такую стихотворную форму, которая превращает рефрены в слоганы и заставляет с нетерпением ждать новых работ исполнителя. Хотя, повторюсь, все заранее догадываются, о чём и как он там споёт.
Ещё на этапе подготовки новой пластинки Вася Обломов рассказывал, что она получается довольно мрачной даже по его меркам. Это тоже мало кого из здравомыслящих людей удивило - поводов для веселья вокруг немного, год наступил под зловещим семнадцатым номером, и там, где раньше Вася позволял себе циничный глум, теперь всё чаще царствуют тлен и пессимизм.
Всё это новую работу Обломова совершенно не портит, ибо Вася - как он это делает? - внутри своего, казалось бы, предсказуемого стиля продолжает находить новые аранжировочные краски и поражающие точностью образы. Вот, например, внутренняя эмиграция, в которую отправились многие соотечественники, пока не решившиеся на внешнюю. Музыкант пишет на эту тему сколь печальную, столь и смешную песню «Во внутренней эмиграции»: «Я во внутренней эмиграции на работе сидел в углу, всех коллег из офиса нашего я уже попросил с утра, ни о чём у меня не спрашивать - я уехал, и вам пора». В «Неясной поляне» под немудрёные блатные аккорды Обломов предлагает оригинальный взгляд на классическую русскую литературу, в которой лирический герой-ультрапатриот находит явные признаки очернительства и русофобии. Не менее буйную фантазию певец обнаруживает в описании поступков нехорошего человека в треке №7 и в перечислении наших реакций на западные санкции в песне «Адекватный ответ».
Композиция «По широкому вопросов кругу» предлагает слушателям не иметь никакого мнения по широкому кругу острых геополитических вопросов - чтобы ни с кем не ссориться в это сложное время. Случайно или нет, но это, а также «Ничего страшного», - самые унылые и печальные песни альбома. Автор не особо скрывает, что ему самому тошно давать такие рецепты, но смеяться над всем этим сил у него нет: «Если хочется поспорить с другом, можешь - промолчи, не можешь - пей». Попытка лирического повествования «Долгая и несчастливая жизнь» тоже получилась довольно грустной, но Обломов постарался проговорить в песне даже больше очевидных мыслей и слов, чем встречалось в музыкальных произведениях Евгения Гришковца. «Ремонт» - единственная в альбоме бытовая зарисовка в духе «Свадьбе» и «Корпоративной». В «АБВГДейке» Вася приводит небольшой словарик ругательств и их навеянных нашими реалиями толкований, а в треке №12 валит все беды страны на запрещённую в России террористическую организацию.
Несмотря на всю сгущающуюся безысходность, Обломов оставляет вполне светлым финал альбома. Здесь звучат дуэт с Павлом Чеховым «Прощай» и песня «Живи» из фильма «Призрак», которые на контрасте с остальным контентом выглядят крайне жизнеутверждающе. Вася намекает, что он может и по-другому - но пока не видно предпосылок к уменьшению востребованности его основного творческого направления.
Алексей Мажаев, InterMedia