Рецензия: «Пятница» - «Ку» **** (Слушать)

2017, Media Land

В самом начале XXI века пошла молва про группу «Пятницу». Дуэт стал, возможно, последним феноменом доинтернетной эры, информация о котором передавалась из уст в уста. О группе именно что говорили: я, например, узнал об их существовании чуть ли не от Андрея Макаревича, а народ, помнится, ломился на вечеринки, руководствуясь слухами, что там может появиться «Пятница». Сергей Бабкин и Андрей Запорожец с одной гитарой на двоих производили впечатление в первую очередь тем, что при таком скромном инструментарии умудрялись делать очень необычную (для нашего рынка) музыку с весьма многослойными текстами. Поиск спрятанных в словах смыслов стал в то время отдельным удовольствием для публики. Пикантность ситуации заключалась в том, что для этих поисков аудитории приходилось использовать пиратские и полупиратские записи «Пятницы». Официальный альбом они издали только в 2003-м, когда ажиотаж вокруг них уже схлынул. Возможно, из-за того, что пластинка запоздала, у публики сложилось ощущение, что студийная «Пятница» заметно уступает концертной. Как бы то ни было, весь этот хайп совершенно уверил аудиторию в том, что дуэт Бабкина и Запорожца был очень важной музыкальной институцией начала века. Хотя хитом в их репертуаре уверенно можно было назвать только «Солдата» (и неизданный кавер гимна СССР), часть зрителей выучила все песни наизусть и поняла все аллюзии и намёки, другая часть сделала вид, что тоже понимает, а остальные просто знали, что «Пятница» - это круто, даже не слушая её. Когда дуэт тихо распался, все поскорбели о горечи утраты.

После распада стало очевидно, насколько они разные, Сергей и Андрей. Бабкин принялся выпускать депрессивные бард-рок-альбомы, Запорожец, он же Сан, погрузился в мир мечтательного фанка и регги. Было даже странно, что когда-то они находили общий творческий язык, и о воссоединении «Пятницы» мало кто помышлял. Однако через десяток лет сольной карьеры музыкальный язык Сергея Бабкина вдруг смягчился, обрёл мелодичность и начал отдалённо напоминать прежнюю «Пятницу». Не прошло и пары лет, как дуэт намекнул на объединение - сначала на несколько концертов, потом для выпуска сингла. С полнометражным альбомом они по традиции не торопились - осилили его только к весне 2017-го. Долгожданный релиз вполне оправдал ожидания.

Нынешняя «Пятница» Андрея Запорожца и Сергея Бабкина не только с удовольствием эксплуатирует старые трюки, жонглируя словами и звуками, - но и иронизирует над всем этим. Куда более маститые, чем в момент своего яркого взлёта, музыканты отлично понимают уровень ожиданий аудитории - и удовлетворяют их, обходясь при этом без сложных выражений лиц, которые по идее должны быть присущи мэтрам. Нет, «Ку», под стать своему названию, оказывается очень лёгкой, даже легкомысленной и нарочно отрицающей серьёзность работой. Песни стали звучать более разнопланово, теперь здесь есть и блюзы, и украиноязычные баллады. Каждый желающий может, как и прежде, углубиться в пучину словесной эквилибристики дуэта. Но «Пятница» своим новым альбомом великодушно разрешает слушателям не напрягаться в попытках препарировать многослойность образов: пластинка предполагает и такую опцию, как расслабленное получение удовольствие.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости