Рецензия: трибьют Илье Кормильцеву «Иллюминатор» *** (Слушать)
2017, Happy Monday!
25-песенный сборник выпущен к 10-летию со дня смерти поэта Ильи Кормильцева. Может, уже не все помнят, но он был автором текстов большинства любимых песен «Наутилуса Помпилиуса», а помимо этого - переводчиком, издателем контркультурной литературы и вольнодумцем. «Иллюминатор» - необычный трибьют, его участники выбирали не песни, а стихи Кормильцева. Некоторые уже были положены на музыку и получили новое прочтение, а часть текстов стали основной для совершенно новых композиций. Заявленная цель проекта – «открыть Илью Кормильцева новым поколениям как многогранную личность и познакомить широкую аудиторию с его богатым творческим наследием». При всём многообразии представленных треков достигнуть этой цели не очень-то удалось. И вот почему.
Во-первых, «открывать Илью Кормильцева новым поколениям» приходится очень осторожно: в последние годы жизни свободолюбивый поэт находился в явной оппозиции к власти и не особо стеснялся в высказываниях. Поколению, не заставшему 90-е, такое кредо может показаться шокирующим. Впрочем, в песенный трибьют политические манифесты, естественно, не попали. Сборник попытался познакомить публику с мудрой поэзией Кормильцева - но и в этом не преуспел. Дело тут не в поэте, а в аудитории. Не секрет, что времена, когда слушатели ловили каждое слово в произведениях русского рока, давно миновали. Социальное звучание, многослойность образов - всё это котируется скорее в рэп-композициях, чем в рок-песнях. Соответственно, вслушиваться в стихи Ильи Валерьевича Кормильцева, только через десять лет после его смерти ставших песнями, публика готова лишь в одном случае: если её сильно зацепят эти самые песни. Сами по себе стихи без мелодии, аранжировки и особенной подачи поделать тут ничего не могут. К тому же слушатель психологически тянется к знакомым звукам, поэтому умеренно переосмысленные «Всего лишь быть», «Одинокая птица», «Бриллиантовые дороги», «Жажда» и «Я хочу быть с тобой» перетягивают на себя большую часть внимания аудитории.
Кормильцева же в этом трибьюте оказалось меньше, чем хотелось бы и чем могло бы быть. Если не видеть обложку и не знать предысторию, можно подумать, что это просто какой-то сборник уральских рок-групп и их друзей. Причём сборник очень эклектичный: каждый самовыражается кто во что горазд, и объединяющее начало кормильцевской поэзии не вполне очевидно. Те участники, которые не стали перепевать хиты, фактически представили по новой песне в своих обычных стилях, не слишком изобретательно использовав тексты Ильи Валерьевича под собственные нужды. Креативных исключений немного: Вячеслав Бутусов, объединившийся для исполнения «Бедной птицы» с пианисткой Екатериной Мечетиной; «Би-2», собравшие мощный звёздный хор в «Птице на подоконнике»; «Дендрарий» с симпатичной «Comedown»; «Сон Лемура» с «Подводной»; Линда, совместно с вдовой Ильи Кормильцева Алесей Маньковской спевшая «Камеру пыток». Остальные выступили на своём уровне, чего для «открытия Кормильцева новым поколениям» или хотя бы для создания информационного шума вокруг релиза, на мой взгляд, оказалось недостаточно.
Алексей Мажаев, InterMedia