Вася Обломов: «Наш идиотизм может быть настолько чудовищным, что даже в чем-то красивым»

О НАЗВАНИИ АЛЬБОМА «ДОЛГАЯ НЕСЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ»

- Среди вариантов названия была «Дорожная карта», но я подумал, что предыдущий альбом назывался «Многоходовочка», и развивать картографическую тему в дискографии не имеет смысла. А у меня как раз написалась песня «Долгая и несчастливая жизнь», и я переслушал весь альбом и пришел к выводу, что, наверное, альбом стоит назвать так. У меня были сомнения на тот счет, что оно длинное, что его тяжело разместить на обложке — дизайнер жаловался, непонятно, как его написать и т.д. Среди вариантов названия была еще «Потребительская корзина» и «Благополучие», но, в общем-то, я до последнего момента не мог определиться. В итоге решил, что раз есть песня, то пусть будет так.

О ТЕМАХ ПЕСЕН

- За всю историю существования Васи Обломова в дискографии сказано очень много слов. И проблема каждого последующего альбома заключается в том, чтобы постараться не повториться. А это довольно сложно с каждым новым диском. Проще всего было написать первый. Дальше сложнее. Касательно тем песен — я периодически сам себе задаю определенные темы, потому что у Васи Обломова каждая песня должна быть по существу, о конкретном, с максимальным раскрытием темы. В общем, я должен сам себе объяснить, зачем я написал эту песню. По такому принципу и были сочинены все песни в новом альбоме. Есть определенный набор черновиков песен, которые туда не попали. Но большая часть вошла. На самом деле, песен о внутреннем состоянии человека у меня не так много. Однако я просто подумал, что на каждом альбоме должны быть песни, которые немножко про нас, и не про политику, а как бы в общем. Они пользуются спросом у слушателей Обломова, которые часто на концертах просят петь именно их. Но мы не поем, потому что не можем петь все грустные песни Васи. Иначе это будут похороны. Рецепт альбома: в нем всегда должно быть несколько таких песен.

О СВОЙСТВАХ ПЕСЕН

- Скорее, речь идет о том, что у автомобиля должно быть четыре колеса. Это установка, если угодно, на качество. Песня должна обладать определенными свойствами: она должна быть понятной, в ней необходима тема. Ты должен объяснить самому себе, о чем ты писал. И я говорю именно об этом, а не о том, что я куда-то там себя загоняю. Это больше к вопросу о требованиях к себе. Если ты предлагаешь людям что-то послушать, то ты должен быть уверен в том, что это не совсем унылое г…но. Чтобы тебе не было стыдно и не впаривать людям непонятно что. Собственно, по этому критерию и выбирались песни и делался весь альбом – независимо от темы песен.

ОБ ОТВЕТАХ НА ВОПРОСЫ В ПЕСНЯХ

- Если я буду давать ответы на вопросы, которые волнуют меня, когда я пишу песни, то это будут уже не песни, а лозунги. А у меня нет желания превратить альбом в справочник из разряда как найти друзей и стать счастливым. Если отвечать на твой вопрос, что первично, то это – люди. Пусть это будет природа русского человека (имеется в виду человек, живущий на постсоветском пространстве). Подозреваю, что если бы я жил в Европе или в Америке, вполне возможно, что я сочинял бы песни про их идиотизм, потому что у них он тоже есть, но немножко другой. Наш идиотизм я, прежде всего, понимаю, могу себе объяснить его природу. В этом тоже есть определенная, если хочешь, красота. Он может быть настолько чудовищным, что даже в чем-то красивым. Я однажды задумался над тем, почему наша страна любила главного героя фильма «Афоня». Фильм действительно прекрасный, но если разобраться, то главный герой – просто страшнейший подлец и подонок. Не дай Бог встретиться с таким слесарем в жизни и пользоваться его услугами. Но каким-то чудом вся страна его обожала. Можно ли сделать вывод, что режиссер и авторы фильма, как сейчас говорят, очерняли страну? На мой взгляд – нет. Но если вставить его в реалии нашего времени, то человек, с лупой рассматривающий описание жизнедеятельности страны, скажет: так нельзя описывать русского человека – он не такой! Но он такой, в том числе. И я пишу в том числе и об этих людях. Мы все и хорошие, и плохие одновременно.

О САМОЦЕНЗУРЕ В ПЕСНЯХ

- Не то, чтобы самоцензура. Скорее, это фильтры. Это внятные вещи, тут нет политических составляющих. Здесь скорее качественная самоцензура – личный внутренний знак качества.

ЗАВИДУЕТ ЛИ СЕРГЕЮ ШНУРОВУ?

- Мы же не конкуренты! На самом деле, я не верю в конкуренцию в музыке. Так же, как и в литературе не может быть конкуренции. Ты можешь одинаково читать и Толстого, и Кафку, и, может быть, они тебе будут одинаково нравиться. Никакой зависти к чужому успеху у меня нет. Наоборот, меня радует, когда появляется что-то действительно интересное. Кроме того, как может расстраивать, если человек зарабатывает деньги? Это же прекрасно!

О МИХАИЛЕ ГОРБАЧЕВЕ

- Ну, он неоднозначная фигура, тут все непросто, но я скорее положительно отношусь, нежели отрицательно. Перестройка – это скорее хорошо, чем плохо. Падение «железного занавеса» и гласность – это очевидно хорошо. Старая система умирала, надо было строить новую. Многие вменяют в вину Горбачеву, что он «империю зла» довел до развала, а новую не создал. Что он был малокомпетентным и слишком наивным, что, конечно же, непростительно для политика, который должен быть более циничным и продуманным. Вот это его «новое политическое мышление», добровольное разоружение, запрет на алкоголь – как это все, мол, нелепо и наивно. Ошибок действительно была куча. Результаты мы все знаем, и любви и благодарности среди масс, насколько я понимаю, он никакой не сыскал. Но я считаю, что пусть лучше политик будет человечным, нежели бесчеловечным. Бесчеловечных людей в нашей истории было полным-полно, а им до сих пор то памятники ставят, то на могилу цветы ведрами носят.

О РОССИЙСКОМ КИНО

- Недавно у меня была относительно свободная неделя, и я прямо смотрел русское кино, которое снимали в последние годы. Я посмотрел один, посмотрел другой, третий и поймал себя на мысли, что все они – чудовищные. Когда я обращался обратно к человеку, который мне это советовал, то поинтересовался: как же так? Он мне ответил: слушай, ну для русского кино… и дальше следовал ряд оправданий. А, на мой взгляд, не должно быть никакого «для русского кино». Никаких поблажек! Билет стоит одинаково, на русские фильмы нет никакой скидки, типа того, что сейчас будет наш фильм, он стоит в 3 раза дешевле, поэтому не обессудьте. С русским кино творится глобальная беда. Фильм должен либо сразу тебе нравиться, как тот же «Афоня» или «Игрушка» или «Интерстеллар», независимо от того, кем он снят, либо не нравиться тебе в принципе.

(Денис Ступников, Km.ru, 14.03.17)

Последние новости