Рецензия: «После тебя». Безруков и бремя гениальности ****
Пресс-показ фильма «После тебя» состоялся в МИА «Россия сегодня» 14 марта 2017 года. Режиссер: Анна Матисон. В ролях: Сергей Безруков, Анастасия Безрукова, Карина Андоленко, Алёна Бабенко, Владимир Меньшов. В России фильм выходит в прокат 16 марта 2017 года.
Алексей Темников когда-то был гениальным танцором балета. Травма, полученная в 90-е годы, прервала его карьеру, а теперь, спустя 20 лет, прогрессирует, и совсем скоро Темников не сможет ходить, что для него равносильно смерти. В экстремальных обстоятельствах для него остро встал вопрос «Что я оставлю после себя?». Но поддержать Темникова никто не хочет из-за его трудного характера, да и сам герой помощь отвергает.
«После тебя» – очень многоплановая история. Грамотный сценарий сумеет не только удержать зрителя в напряжении перед экраном, но и удивит несколькими довольно неожиданными сюжетными поворотами, каждый раз прошибающими на холодный пот и разворачивающими смысл фильма на все 180 градусов. Начавшись, как кино о балете, он превратится в личную драму одинокого гения, историю о смирении, историю о воспитании дочери, пока, наконец, не снимет с себя все маски и не покажет то, чем является на самом деле: картиной о том, что человек может оставить после себя. Такая простая мысль, даже вынесенная в официальный синопсис, раскрывается зрителю не сразу. Многоплановость картины выделяет необычная манера съемки: длинные планы сменяются классическим монтажом, а затем и вовсе быстрым, почти клиповым, что подчеркивает ускоряющийся темп жизни героя.
Всю жизнь главный герой был гением и активно пользовался этим статусом, пренебрежительно отзываясь о тех, кто не дотягивал до его уровня. Он жестокий, но ироничный. Эдакий доктор Хаус от балета. Безруков открыто заявил, что считает своего героя совершенно ужасным человеком. Но ведь мы понимаем, любим и оправдываем Хауса, несмотря на его тяжелый характер. Точно также можно полюбить и главного героя «После тебя» – ведь он танцевал так, как не танцевал никто, и слышал музыку так, как не слышал никто. Журналисты видят в нем лишь бунтаря, но кто не взбунтуется, выслушивая от очередного непрофессионала абсолютно идиотские вопросы типа «Любите ли вы балет?». Впрочем, от Хауса Темникова отделяет одна мелочь – всю жизнь после травмы он прожил зря. «Чтобы сделать что-то, нужно или от рождения быть отчаянным, или чтобы обстоятельства стали отчаянными», – говорит он в одной из сцен. Только изменившиеся обстоятельства вынуждают его начать искать какую-то цель в жизни, а не просто плыть по течению, обретя в этих поисках почти самурайскую храбрость.
Роль была написана специально для Безрукова, так что не удивительно, что актер идеально в нее вписался. Тем не менее, его перевоплощение завораживает. Осанка, пластика, манера поведения, музыкальность – образ проработан до таких мелочей, что действительно веришь, что перед тобой актер балета, хоть и бывший. А вставленный под конец псевдодокументальный выпуск о Темникове не только добавляет образу реализма, но и горько иронизирует над человеческим лицемерием по отношению к гениям.
С самого начала в картине идет серьезное противостояние между классической музыкой и роком. Для Темникова ценностью обладает только высокая музыка, он неоднократно подчеркивает это и то, как важно, кто эту музыку исполняет. Но неприятие современного рока главным героем не оборачивается однозначным консервативным направлением фильма – песня «Это все, что останется после меня» ДДТ символично открывает картину, про нее же один из второстепенных персонажей говорит, что это хорошая музыка. «Романс» группы «Сплин», звучащий во время титров, тоже отлично передает настроение картины. Однако в самом фильме развития эта борьба музыкальных направлений не получает, что, пожалуй, можно назвать единственным минусом «После тебя» – ведь музыка здесь играет очень и очень значимую роль.
Павел Соломатин, InterMedia