
Рецензия: «Уйти красиво» ****
Пресс-показ гангстерской комедии «Уйти красиво» (Going in Style, США, 2017, режиссер Зак Брафф, в ролях – Морган Фриман, Джон Кинг, Майкл Кейн, Алан Аркин, Питер Серафинович, Кристофер Ллойд, Мэтт Диллон) состоялся 30 марта 2017 года в кинотеатре «Каро фильм Атриум». В широкий прокат картина выйдет 6 апреля.
Старые друзья Вилли, Джо и Эл (оскароносные Морган Фриман, Майкл Кейн и Алан Аркин соответственно) решаются ограбить банк. Не от хорошей жизни, стоит сказать в их оправдание. Завод, на котором они проработали всю жизнь, заморозил пенсии, а «реструктуризацией пенсионного фонда» (что бы это ни значило) занялся банк, который, помимо прочего, в несколько раз увеличил ставку по ипотечным выплатам.
Пенсионеры, в результате всего этого оставшиеся в прямом смысле на бобах, решаются выступить против системы. Но не с помощью (не)санкционированного митинга, а прямым действием - под девизом «грабь награбленное». Терять им нечего, а восстановить социальную справедливость хочется. В случае ареста и суда их ждет тюремное трехразовое питание, крыша над головой и медицинская страховка - всё лучше, чем сейчас. Знакомая ситуация, не так ли?
Формально «Уйти красиво» - адаптированный к современности ремейк комедии Мартина Бреста «Красиво уйти» (1979) с Джорджем Бернсом, Артом Карни и Ли Страсбергом в главных ролях, отмеченной в свое время на Венецианском кинофестивале. Режиссер Зак Брафф, известный лирическими инди-драмами «Страна садов» и «Хотел бы я быть здесь», заострил внимание на актуальных социальных проблемах и, по большому счету, сделал все, чтобы зритель посочувствовал обаятельным старперам-грабителям, которые всего лишь хотят вернуть свое (а лишние деньги – раздать в благотворительных целях). Мораль сомнительна, но в этом фильме работает.
К достоинствам комедии следует отнести, прежде всего, прекрасный актерский ансамбль, отличный саундтрек (Брафф всегда этим славился – так, звуковая дорожка к «Стране садов» в свое время получила «Грэмми») и остроумный сценарий, в нужных дозах приправленный цинизмом и сентиментальностью.
Из недостатков – некоторый левацкий пафос («в этой жизни каждый достоин своего куска пирога»), которого был лишен оригинал. В 1979 году старики-разбойники пошли на ограбление чисто от скуки и по приколу, им не приходилось, насколько мы помним, отказывать себе в удовольствии съесть кусочек пирога в кафе. Вполне возможно, некоторая политизированность оправдана сегодняшними условиями, но осадочек остается.
Если же не обращать внимание на сомнительную мораль, комедия «Уйти красиво» вполне способна доставить удовольствие, повеселить и, как это обычно бывает с хорошими фильмами, напомнить: «Позвоните родителям».
Артем Мельников,InterMedia