Рецензия: документальный фильм «Rolling Stones. Ole, Ole, Ole» ****

Документальный фильм «Rolling Stones. Ole. Ole Ole» («The Rolling Stones Olé, Olé, Olé!: A Trip Across Latin America», 2016, Великобритания, режиссёр Пол Дагдейл, сценаристы Сэм Бриджер и Пол Дагдейл) был показан Первым каналом в ночь на 8 апреля 2017 года.

Документальный фильм про Rolling Stones? А разве что-то ещё не сказано? Снять ещё один - это рискованная затея, ведь при её воплощении легко впасть в грех банальности и повторения давно известных фактов. Возможно, так и произошло бы, если бы авторы новой документалки взялись освещать концерты «роллингов» где-нибудь в Шеффилде или Балтиморе. Но они сделали нетривиальный ход: сняли латиноамериканский тур Rolling Stones и показали его через призму восприятия местными зрителями, через их темперамент и образ жизни. Таким образом Полу Дагдейлу отчасти удалось запустить эффект машины времени: «роллинги» помещены в немного старомодную, но очень искреннюю среду, где отдаются ритмичным танцам и до сих пор визжат, почти как в 60-е. Аргентинские фанаты Rolling Stones, называющие детей в честь Джаггера и объединённые в подобие коммуны, - это впечатляет. «Роллинги» заезжают на континент не так часто, поэтому каждый визит - огромное событие, о котором вспоминают долгие годы во всех подробностях. Как показано в фильме, вспоминают не только поклонники, но и сами музыканты: в Бразилии и Аргентине они встречаются с давними друзьями, слушают уличных барабанщиков и мало чем напоминают звёзд-миллионеров. А в странах, где ещё не были, с интересом и волнением ждут встречи с публикой.

В этом неспешном фильме несколько важных песен звучат почти целиком. Не так много времени уделено монологам «роллингов», а те, что есть, показывают их больше как людей, чем как рок-звёзд. Среди предсказуемых фраз встречаются и очень важные и глубокие. Так, Мик Джаггер уточняет, что публика видит «не тебя, а твою сценическую версию, а ты должен помнить, что это просто работа». И это Джаггер, фотографией которого можно иллюстрировать в толковом словаре понятие «рок-звезда»! Режиссёр с музыкантом не спорит, но видеоряд постоянно доказывает, что это всё-таки больше, чем работа, что не только деньги заставляют морщинистых 70-летних дедушек снова и снова садиться в самолёт, жить в гостиницах и играть на музыкальных инструментах. В первые минуты у зрителей может возникнуть опасение за физическую форму «роллингов» - да они и не скрывают, что давно не молоды. По ходу тура эти опасения развеиваются: хотя морщины никуда не деваются, появляется ощущение, что с «роллингами» в их естественной среде обитания ничего не может случиться - любимая работа и искренняя публика создают очень освежающую атмосферу. Заодно лента ненавязчиво показывает, как обстоят дела в считающихся очень сложными отношениях Мика Джаггера и Кита Ричардса. Музыканты говорят какие-то положенные слова о том, что они «неплохо ладят», но слов тут не нужно: когда парочка садится за кулисами и начинает вместе играть старую песню, они не выглядят как ненавидящие друг друга люди - напротив, тут возникает такая химия, что экран может воспламениться.

Финальной точкой гастролей «роллингов» стала Куба, куда они приехали впервые, причём почти одновременно с Бараком Обамой. Это добавляет в ленту почти детективной интриги: пока группа покоряет Колумбию и Чили и встречается со старыми знакомыми в Бразилии, их менеджмент ведёт сложнейшие переговоры с властями «Острова Свободы», куда из-за эмбарго западные рокеры никогда не ездили. Обсуждаются вопросы политики и логистики, показываются кадры очень обветшалой Гаваны - чтобы в хеппи-энде «роллинги» таки спели на площади в столице Кубы свою «(I Can’t Get No) Satisfaction».

К слову, полную версию исторического кубинского концерта Первый канал покажет 14 апреля.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости