Михаил Идов: «Я впервые в жизни обнаружил, что могу писать тексты на русском языке»
О СОЗДАННОМ ИМ САУНДТРЕКЕ К СЕРИАЛУ «ОПТИМИСТЫ»
— Первый вариант первой серии был написан еще в 2010 году. А саундтрек начал подбираться как-то незаметно и органично. Я всегда знал, что во вселенной «Оптимистов» будет ресторан «Журавли», в котором будет звучать некая живая музыка. Уже во время съемок я решил, что это должен быть серф-рок — так родилось трио «Прибой». А дальше я начал этот серф для них писать. Начиная с мелодии «Soviet Surf», которую Алексей Попогребский поставил в начальные титры. К ней подтянулись одна, две, три, десять вещей, причем я впервые в жизни обнаружил, что могу писать тексты на русском языке. Когда занимаешься стилизацией, а не пытаешься самовыразиться, это дается гораздо легче.
ОБ УЧАСТНИКАХ САУНДТРЕКА
— А в самом трио «Прибой», кстати, в кадре играют музыканты, работавшие со мной над альбомом-саундтреком,— Даниил Шейк и Ярослав Тимофеев. Даниил Шайхинуров — человек-оркестр, который ставил звук группам «Обе две» и OQJAV, а теперь занимается в основном своим проектом Daniel Shake и очень интересным дуэтом «Мы» со своей израильской подругой. Ярослав — человек из вообще другого мира: классический пианист, а также музыкальный журналист и популяризатор классики да еще вдобавок звонарь мирового уровня. Это едва ли не первый его экскурс в поп-музыку. Ярослав, кстати, написал оркестровые аранжировки для партий, которые для нас записал Македонский симфонический оркестр. Мы с Даниилом и Ярославом подружились года полтора назад, работая над моим маленьким англоязычным проектом Zilberman. Кроме того, я огромный фанат OQJAV (и страшно скорблю по поводу их недавнего распада). Поэтому у меня ни на секунду не возникало вопросов, с кем именно я хочу работать над этим саундтреком. А потом музыкальный проект начал довольно причудливо переплетаться с сериалом. Это ведь не просто саундтрек. Половина песен, например, не звучит в сериале или звучит в сильно измененном виде, но на альбоме их поют актеры из сериала. Риналь Мухаметов и Маргарита Адаева, которые сыграли у нас застенчивую влюбленную пару Аркадия Голуба и Клаву Моршанову, поют дуэт «Не знаю». При этом почти невозможно понять, поют они его от себя или от лица персонажей.
О СРАВНЕНИИ ЕГО МУЗЫКИ С МУЗЫКОЙ В КАРТИНАХ «ОТТЕПЕЛЬ» И «СТИЛЯГИ»
— Заглавная композиция Константина Меладзе из «Оттепели» Тодоровского — офигенная песня. Именно из-за нее мой выбор серф-рока и звука студии Motown в качестве ориентира для «Оптимистов» отчасти шел от противного: мне нужно было что-то укорененное в нужной эпохе, что при этом не звучало бы как «Оттепель». Вдобавок у серфа на удивление глубокие корни в советской повседневности. «Международная панорама» открывалась композицией Ventures, в фильме Панфилова «Начало» постоянно звучит музыка Shadows и т. д. Но для Тодоровского, по-моему, появление в сериале моей музыки явилось скорее сюрпризом — надеюсь, приятным — уже на стадии съемок. У меня менее однозначное отношение к музыке из «Стиляг»: концепция «хиты 1980-х в звуке 1950-х» мне всегда казалась слишком сложносочиненной. Но за одну «Круговую поруку» в исполнении Жени Брик я готов все простить. Кстати, на «Оптимистах» Брик поет наш единственный кавер — полузабытый шлягер «Звезды в кондукторской сумке», который в сериале является музыкальной темой ее героини Галины.
ОБ УЧАСТИИ ИГОРЯ ГРИГОРЬЕВА (БЫВШИЙ ГЛАВРЕД ЖУРНАЛА «ОМ») В СОЗДАНИИ МУЗЫКИ
— Для песни «Три часа ночи», написанной более или менее от лица главного героя Григория Бирюкова, я попытался максимально поместить себя в пространство таривердиевской баллады, но во второй половине вышел все равно скорее какой-то глэм-рок. Поэтому мне нужен был солист, который смог бы с легкостью превратиться, условно говоря, из Кобзона в Боуи и обратно, и Игорь Григорьев как раз таким и оказался.
БУДУТ ЛИ ИГРАТЬ МАТЕРИАЛ ЖИВЬЕМ?
— Да, обязательно. Будет как минимум один большой концерт-презентация, но уже после эфира. Скорее всего, в начале июня.
(Борис Барабанов, «Коммерсантъ», 17.04.17)