Рецензия: Vespercellos - «Всё идёт по плану (Гражданская Оборона на виолончелях)» *** (Слушать)
2017, Navigator Records
Виолончелистов из Vespercellos называют «русской Apocalyptica» всякий раз, когда их упоминают. Но упоминают, надо признать, не так часто. В 2009 году проект выпустил альбом «Cellorock», где обработал на виолончелях некоторые рок-хиты: это не принесло особой славы, и группа распалась. В 2014-м Vespercellos воссоединились и записали пластинку «Cellotronic», которая оказалась слишком концептуальной, чтобы получить широкое распространение. Макси-сингл «Всё идёт по плану» - это явно более громкая заявка. «Гражданская оборона» для Vespercellos вполне может стать тем же, чем «Металлика» стала для «Апокалиптики»: сначала все обсуждали смелую идею, потом изучали нюансы струнного звучания знакомых композиций, а потом фонтанирующие идеями виолончелисты Apocalyptica сами стали суперзвёздами, интересными публике не только каверами, но и собственным материалом.
Впрочем, «Гражданская оборона» в качестве источника вдохновения - это более рискованный выбор, чем Metallica. Американские трэш-металлисты, несмотря на их свирепые физиономии, никогда не воспринимались какими-то трагическими героями. Эти пришедшие к успеху румяные парни - вполне нормальные люди, местами дружелюбные и не чуждые самоиронии: над ними вполне можно юморить, их музыка выдержит даже издевательские кавер-версии, а уж симфонические обработки «Апокалиптики» могли показаться таким полушуточным трибьютом, который к тому же принёс пользу и авторам, и героям трибьюта. В случае с наследием Егора Летова никакие шуточки не уместны. Мало кто даже в русском роке подходил к мелодии и слову с такой окончательной безысходностью, как лидер «Гражданской обороны». И это, конечно, могло вызывать иронию у более конформистски настроенных зрителей и коллег - но после физической смерти Егора эта ирония стала совсем неуместной. Пародийные попытки переплюнуть Летова в отчаянии и трагизме потеряли смысл - попробуй переплюнь того, кто «в сырой земле лежит». Vespercellos постарались показать три трека «Гражданки» с другого, что ли, ракурса - но не слишком преуспели, ибо вся эта летовская история далеко выходит за рамки музыки.
В принципе, виолончельные партии отлично подходят для того, чтобы, как сказано в аннотации к синглу, передать «эмоции русской души, страдание и безысходность, которые резко обрываются знакомыми четырьмя аккордами». Vespercellos стилизуют эмоции близко к оригиналу, но всё равно по сравнению с летовской версией получается академично и рафинированно. «Гражданская оборона» не только на концертах, но даже через плёнку внушала уверенность, что солист может умереть от гнева и отвращения в любую секунду исполнения «Всё идёт по плану» (и может быть, даже вместе со зрителем). Vespercellos повторяют классическую мелодию и чуть меняют по ходу трека эмоциональную окраску - и это плохо работает, если слушатель не включит воображение (или летовский оригинал).
Обработки «Зоопарка» и «Без меня» не так контрастируют с каноническими вариантами. Но, вероятно, эти песни были выбраны для сборника по причине меньшего по сравнению с «Всё идёт по плану» эмоционального накала. «Зоопарк» вообще даже где-то весел, за что Vespercellos с энтузиазмом и ухватились. Однако об этом сингле будут судить всё-таки не по «би-сайдам», а по заглавной кавер-версии, которая получилась совсем не летовской.
Алексей Мажаев, InterMedia