Рецензия: «Мумия». Красота – это страшная сила ****
Фантастический боевик «Мумия» вышел в российский прокат 8 июня 2017 года. Режиссёр: Алекс Куртцман. В ролях: Том Круз, Рассел Кроу, Аннабелль Уоллис и другие.
Древний Египет, третье тысячелетие до нашей эры. Дочь фараона Аманет (София Бутелла) рвется занять трон, но у нее внезапно появляется непрошеный конкурент. Обуреваемая жаждой власти, она прибегает к помощи бога смерти и хаоса Сета и устраивает настоящую резню. Казалось бы, путь расчищен, но кровавый ритуал ей завершить не дают и погребают заживо вдали от Египта, а само ее имя стирают из исторической хроники.
Ирак, наши дни. Весельчак и авантюрист Ник Мортон (Том Круз) участвует в миротворческой миссии на стороне американцев, но этого ему мало, и он пробует себя еще и в качестве черного копателя. Похитив у археолога Дженни (Аннабель Уоллис) карту, он случайно набредает на гробницу, о которой научный мир до сих пор ничего не знал. Правда, находка оказывается страшнее, чем можно было предположить. Растревоженный дух Аманет рассматривает Ника как идеальную кандидатуру для завершения злосчастного ритуала.
Таинственная и разветвленная мифология Древнего Египта продолжает будоражить впечатлительных творцов. Причем, если роман Болеслава Пруса «Фараон» основан на исторических фактах, то, например, такие произведения русских рокеров, как «Любимые песни Рамзеса IV» «Аквариума» и «Тутанхамон» «Наутилуса Помпилиуса» намеренно пускают слушателя по ложному следу. В древнеегипетской культуре слишком много загадок и белых пятен, что дает простор для разного рода мистификаций.
По этому же пути пошли и создатели «Мумии». Если бог Сет изображен в фильме более-менее достоверно, то Аманет придумана от начала и до конца, хотя и носит имя богини ветра и ритуалов – покровительницы семьи фараона. Формально «Мумия» базируется на знаменитой кинотрилогии 90-х годов, но, конечно же, фильм пестрит эксклюзивными деталями. Чего только стоит тот факт, что впервые в истории мирового кинематографа мумия имеет женское обличье, чем режиссер Алекс Куртцман очень гордится. Утонченная красота, кошачья пластика и маниакальная одержимость сверхидеей побуждают зрителя даже проникнуться к ней необъяснимой симпатией.
Мультижанровая природа «Мумии» не дает заскучать у экрана. Здесь намешано много всего: для традиционного ужастика фильм слишком динамичен, так что перед нами терпкий коктейль из фэнтези, приключений и комедийных элементов, за которые отвечает симпатяга Круз. Довольно необычная роль досталась Расселу Кроу, с которым связаны отсылки к повести Роберта Льюиса Сивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
«Мумию» можно рассматривать и как аллегорическую историю «плохого парня» с большим сердцем, который никак не может сделать окончательный выбор между «правильной» красавицей и роковой соблазнительницей. Тем более, первая норовит втянуть его в опасную игру, а вторую можно пожалеть за нанесенные в детстве психические травмы. Опыт показывает, что исход в подобных «треугольниках» бывает достаточно непредсказуемым. Отсюда – эксцентричный финал картины, который хоть и разочарует моралистов, но станет отличным заделом для возможного сиквела.
Денис Ступников,InterMedia