Рецензия: «ЧайФ» - «Теория струн» *** (Слушать)
2017, «Капкан»
В жизни (почти) каждой заслуженной группы наступает момент, когда она, группа, задумывается о симфонических аранжировках своих хитов. Чаще всего это выливается в какие-то концертные акции плюс запись и выпуск альбома. Чаще всего эти концерты и альбомы оказываются разновидностью сборника лучших песен - пусть и в не совсем привычных аранжировках. Но публика при этом ориентируется на хиты, а не на аранжировки.
«ЧайФ» очень постарался, чтобы у них было по-другому. Соглавно официальной версии, у них и идея-то родилась естественным путём. К традиционной ежегодной программе «Зимняя акустика» Владимир Шахрин и компания придумывают какие-то новые «фишки», делая программу концептуальной, и в 2016 году дело дошло до оркестровых версий. Аранжировки делал гуру уральского симфо-рока Александр Пантыкин, его же Оркестр Союза композиторов подыгрывал «ЧайФу» на концертах. Всем понравилось. История умалчивает, понравилось ли публике именно звучание струнных или она просто ушла с концерта «ЧайФа», как обычно, в хорошем настроении. Как бы то ни было, программу решили увековечить в студии.
В записи принимал участие симфонический оркестр «Глобалис», а чтобы не потерять «чайфовскую» концертную атмосферу, писать решили вживую. Инструменты и голос записывались одновременно, и работа заняла всего пять часов (не считая сведения и мастеринга). При этом, судя по трек-листу «симфонического» альбома, «ЧайФ» постарался не воспроизводить свою концертную атмосферу полностью. Потому что, когда группа играет песни «Аргентина - Ямайка», «Никто не услышит», «17 лет», «Не со мной» и «Оранжевое настроение» (список можно продолжать), даже на самом большом стадионе зрители ощущают себя, как на «внеплановом концерте на кухне». Устраивать всеобщее братание под такое серьёзное дело, как альбом со струнным оркестром, «ЧайФ» не планировал, поэтому отобрал для пластинки больше грустных и серьёзных песен, чем обычно. Не самые очевидные в смысле хитовости композиции «Мой блюз», «Четверо парней», «Ковбой», «А у нас как всегда», «Про бобра и барабан» будто бы призывают аудиторию внимательнее прислушаться к симфоническим экзерсисам «Глобалиса», а заодно по-новому посмотреть на вроде бы привычный «ЧайФ», у которого в арсенале, оказывается, столько неожиданных и нетипичных вещей. Но при этом, как только дело доходит до «Время не ждёт», «Поплачь о нём», «Пусть всё будет так, как ты захочешь», «Завяжи мне глаза», слушатель уже не в силах сосредоточиться на струнных красивостях, а по привычке приступает к хоровому пению, караоке, танцам с включённой зажигалкой и прочим выходкам, характерным для присутствия на душевном концерте. Разумеется, новые аранжировки местами очень даже подчеркнули сильные места песен, но любим-то мы песни «ЧайФа» всё равно не за это. Таким образом, «Теорию струн» следует признать любопытным экспериментом, возвращаться к которому группа, скорее всего, уже не будет.
Алексей Мажаев, InterMedia