Рецензия: «Три сестры»: В Москву! В перекопанную Москву! ***
Показ фильма «Три сестры» состоялся на кинофестивале «Кинотавр». Режиссер: Юрий Грымов. В ролях: Анна Каменкова, Ирина Мазуркевич, Людмила Полякова, Максим Суханов, Александр Балуев, Игорь Яцко.
Фильм представляет собой почти дословную экранизацию чеховской пьесы «Три сестры», но действие перенесено в наши дни. Жизнь трех сестер – Ольги, Ирины и Маши – кажется совершенно обыкновенной. Они работают, мечтают, страдают от ощущения, что время уходит безвозвратно, при этом все хотят любви – настоящей, сильной, наполняющей жизнь смыслом. Нерастраченная страсть порой вырывается наружу – даже вопреки обстоятельствам и правилам приличия.
Маша, средняя сестра, единственная вышла замуж, но ее брак не стал счастливым. Особенно остро она понимает это, когда в доме появляется полковник Вершинин. Ольга и Ирина хотят счастья, но уже перестали верить, что оно возможно и для них. Однажды в их дом приходят мужчины – грубый циник Соленый и его сослуживец барон Тузенбах. Оба влюбляются в Ирину.
«Три сестры» – кино полностью черно-белое, снятое в лучших традициях русского артхауса – медлительное и заунывное, местами – нарочито-театрализованное. При этом основной вопрос, возникающий при просмотре – зачем надо было осовременивать Чехова? Ведь Чехов вечен, и вечен он не потому, что так учили в школах, а потому, что проблемы, которые он описал в «Трех сестрах», никуда не ушли. Если прием был использован для остроты и ясности, то попытка провалилась – кино все равно явно не предназначено для массового зрителя, ценителю же артхауса проблемы сестер и в их родной эпохе должны быть понятны.
Перенеся действие в наши дни, добавив в диалоги персонажей интернет, мобильные телефоны, Pink Floyd и «Yellow Submarine», Грымов даже не попытался показать конфликт и проблемы какими-то современными средствами – он просто слово в слово пересказал «Трех сестер» и состарил персонажей на 30 лет. Словно, так и не смог решить, для какой аудитории он снимает этот фильм – для молодежи или ценителей.
При этом образовались явные анахронизмы. Например, во времена Чехова, когда чисто религиозная картина мира уже начинала терпеть крах, а научная еще не сложилась, рассуждения персонажей в стиле «Зачем летят перелетные птицы? Зачем горят звезды?» выглядели нормально. В 21 веке, когда на такие вопросы уже есть ответы, они смотрятся не столько романтично, сколько глупо.
Несмотря на недочеты, хочется сказать огромное спасибо Грымову за шутку про то, что вся Москва перекопана, а истинных москвичей в ней уже не осталось. Но, если хочется посмотреть Чехова, лучше все-таки сходить на классическую постановку в Малый театр или на новаторские «Три сестры» Кулябина или Жолдака.
Павел Соломатин, Сочи, InterMedia