Рецензия: «Турецкое седло» *****
Показ фильма «Турецкое седло» состоялся на кинофестивале «Кинотавр». Режиссер: Юсуп Разыков. В ролях: Валерий Маслов, Вероника Кузнецова, Виталий Даушев.
Главный герой фильма, Ильич - бывший агент по наружному наблюдению КГБ и ФСБ. Теперь он на пенсии и работает охранником. От одиночества и скуки он продолжает следить за людьми, поскольку верит, что за нынешней молодежью «глаз да глаз нужен». Ильич не понимает, что за изменения в восприятии мира у него происходят на старости лет, а врач тем временем ставит ему диагноз - синдром «пустого турецкого седла». Однажды над квартирой главного героя селятся новые жильцы, и теперь по утрам он слышит оперные арии, с каждым днем все сильнее влюбляясь в чудесный голос, который их исполняет.
При просмотре фильма неподготовленный зритель не сразу поймет, кто здесь главный герой – Ильича показывают минут через десять после начала. Он словно и не центральный персонаж – скорее, мы просто смотрим на остальных героев его профессиональными кэгэбэшными глазами.
Как на пресс-конференции пояснил свою позицию сам режиссер, в нашей стране люди разделены на «нас» (обычных людей) и «их» (кэгэбэшников). Причем «нас» никто не пытается понять, а пытаются только построить – потому что в таком виде «мы» понятнее.
Ильич, в отличие от своих коллег, «нас» понять пытается. Нам показывают людей, которые вызывают в нем подозрение или интерес, какую-то загадку, которую он пытается разгадать. А затем силой черно-белого воображения Ильич домысливает, что же эти люди из себя представляют.
В «Турецком седле» идеально выстроенная картинка, в кадр никогда не попадает ничего лишнего, а многочисленные бытовые детали рано или поздно оказываются символическими. Здесь настолько много пластов и смыслов, что разбирать их все бесполезно. Тут и история главного героя, который потратил жизнь на работу, а свою любовь, как он сам выражается, проглядел. И множество историй простых людей. Некоторые даже находят политический подтекст в том, что сотрудник КГБ бывшим не бывает.
Хотя фильм снят в типичной артхаусной манере – медлительно, с массой деталей и реализма – смотреть его совершенно не скучно. Драма перекликается с триллером, вызывая серьезное ощущение, что все мы находимся под наблюдением. И главный сюжетный поворот – это 10 Шьямаланов из 10.
Хотя «Турецкое седло» получило только специальный диплом им. М.Таривердиева «За музыкальное решение фильма» и диплом гильдии киноведов и кинокритиков России, для автора рецензии этот фильм остается однозначно лучшим в программе «Кинотавра» 2017 года.
Павел Соломатин, Сочи, InterMedia