Рецензия: ST - «Русский» *** (Слушать)
2017, М2
Рэпер ST (Александр Степанов) немного картавит, но понимает, что этим из густонаселённых легионов отечественных рэперов не особо выделишься. Выделяться нужно другим - например, музыкальными экспериментами, как бы банально это ни звучало. Русских рэп-альбомов выходит прорва, большинство из них - «ниачём»: что слушал, что не слушал. В этих обстоятельствах даже заставить потенциального слушателя включить пластинку - уже полдела; а если он ещё и до конца продержится - практически триумф.
На мини-альбоме ST «Русский» с первым «полделом» всё неплохо: дизайн обложки ничем не напоминает рэп-альбом - лубочными матрёшками и балалайками свои аудиоработы оформляют или фолк-коллективы, или те, кто над лубочностью собирается поиздеваться. Сразу же можно с невеликим риском ошибки предположить, что ST руководствовался скорее соображениями глума.
И действительно: «Это микрофон, один диджей один на всех, рэп - это поэзия» - «псевдонародно» голосит женский фольклорный хор в первом треке «Народная», к которому приложил руку Роман Бестселлер. Присоединяющийся к «народному пению» ST подхватывает тему: «Здесь пахнет перегаром - это русский дух! И это не стихи, это мысли вслух». В общем, от обвинений в разнузданной русофобии Степанова спасают только нарочито утрированное исполнение, не позволяющее воспринимать песню всерьёз. При этом «Народная» заставляет отнестись к прослушиванию с интересом даже тех, кто включил диск случайно, а также содержит массу точных рифмованных наблюдений: «сделав сиськи, жопы, девки из страны делают ноги», «все узнают, что несут в пакете Яровой» и т.д.
Следующие композиции эксплуатируют «русскую» тему в меньшей степени, зато в смысле насыщенности поэтических образов ST хватку не ослабляет. В «Отпустит» противный фолк-вокал используется только в качестве одной из красок, а запоминающийся рефрен «Когда меня отпустит» музыкант эксплуатирует так и сяк - под трек можно даже танцевать. Тему танцев продолжает композиция «Как я танцую»: медитативная фраза «и те, кто говорит, что я плохо пою, не видели, как я танцую» претендует на роль универсального эпиграфа к творчеству множества российских исполнителей. При этом и обрамляющая рефрен нервно-паралитическая читка приносит ценителям некоторые яркие фразы: «Как говорил мой дед, «я твой дед», все, кроме рэперов, слушают рэп».
На фоне этого буйства слегка теряется трек «Пятки», хотя и в нём затрагиваются некоторые любопытные темы. Зато «Перед рассветом» выглядит торжественно и патетично, как и подобает завершающему произведению. Припев получился жизнеутверждающим гимном: «Твой каждый шаг крутит быстрей планету, возможно всё, главное верить в это. Нельзя родиться им, но можно умереть поэтом. Помни - самый тёмный час перед рассветом». И неожиданно выясняется, что в пафосных речёвках ST не менее убедителен, чем в глумливых.
Алексей Мажаев, InterMedia