Рецензия: «Кино» - «Виктор Цой 55» **** (Слушать)
2017, Moroz Records
Компании Moroz Records принадлежит каталог записей Виктора Цоя и группы «Кино», поэтому ей не нужно придумывать трибьют-альбомы и прочие акции. Достаточно время от времени переиздавать шедевры в той или иной конфигурации. К 55-летию со дня рождения Виктора Цоя издатель пошёл на более чем смелый для себя шаг - и выпустил сборник из 55 (пятидесяти пяти) песен группы «Кино». Это, между прочим, без малого четыре часа непрерывного прослушивания. Соответственно диск стал для песен Цоя внеплановой проверкой их актуальности - и проверку эту выдержал.
Даже не касаясь выдержавшего проверку временем посмертного культа Виктора Цоя, следует отметить, что песни его по-прежнему не устаревают. Не будучи виртуозными инструменталистами и используя довольно скромные технические возможности ленинградских студий, музыканты «Кино» интуитивно создали на редкость, если можно так выразиться, адекватный саунд. Группа, говоря простым языком, звучала круто, причём сейчас это чувствуется лучше, чем в 80-е. Большинство отечественных неофициальных записей тех времён сегодня без слёз не включишь (даже реставрация и ремастеринг не помогают), а песни «Кино» дают фору практически всем нынешним кавер-версиям, записанным на оснащённых студиях музыкантами с огромной «наслушанностью».
При составлении сборника издатели сделали хитрый ход: они не стали привязывать расположение песен в трек-листе к хронологической последовательности их создания. Композиции идут если не совсем вразнобой, то какими-то небольшими блоками, интуитивно составленными из разных альбомов. Это заметно освежает процесс прослушивания (переслушивания): дело в том, что классические пластинки «Кино» примерно все поклонники знают наизусть, и в их воображении следующая песня начинает играть ещё до того, как она заиграет в наушниках. Когда порядок песен другой, это нарушает шаблонность мышления, что всегда плюс: от неожиданности можно даже «угадать мелодию» (вспомнить, что это за вещь) не с трёх нот, а с семи.
Теперь о количестве песен на сборнике. Понятно, что 55 - красивое число, к тому же соответствующее поводу. Понятно, что количество «грейтест хитс» Цоя выходит далеко за рамки 15-20 песен, которые для любой группы считались бы отличным показателем. Сколько же их? У каждого свой подсчёт, однако юбилейный сборник от Moroz Records намекает на то, что «лучших песен» всё-таки меньше пятидесяти пяти. Эмоционально и технически альбом несколько раз провисает, когда дело доходит до ранних вещей Цоя. Среди них хватает очень милых, прекрасно наивных и вполне мелодичных, однако есть и откровенно школярские. Они, допускаю, неплохо подходят для того, чтобы не очень уверенные в себе инди-музыканты записывали кавер-версии для трибьюта - и из суммы неумелостей иногда даже получается что-то небезынтересное. Однако сам Виктор Цой оценивал их вполне здраво и не пытался, скажем, обретя массовую популярность, раскрутить ранние песни. Вместо этого он писал новые, гораздо более сильные, которых, к счастью, на этом сборнике штук 40, не меньше. Таким образом, из четырёх часов звучания как минимум три горячо рекомендуются к прослушиванию.
Алексей Мажаев, InterMedia