Рецензия: «Мешок без дна» ***

Пресс-показ фантастической драмы «Мешок без дна» (Россия, 2017, режиссер Рустам Хамдамов, в ролях – Светлана Немоляева, Сергей Колтаков, Елена Морозова, Андрей Кузичев, Кирилл Плетнев, Евгений Ткачук, Анна Михалкова, Алла Демидова) состоялся в рамках 39-го ММКФ 26 июня в кинотеатре «Октябрь».

Вольная экранизация рассказа Рюноскэ Акутагавы «В чаще» (1922), перенесенная на русскую почву. Во время правления императора Александра II придворная «Шехерезада» и мистик-экстрасенс (Светлана Немоляева) рассказывает князю (Сергей Колтаков) сказку о загадочном убийстве некоего царевича в лесу. Участники истории, свидетели и непосредственные исполнители этого преступления рассказывают разные его версии – одна другой причудливее.

В этой эстетской черно-белой картине, стилизованной то под сказки Роу, то под экспрессионизм Мурнау и Гая Мэддина, появляются пьющая мочу младенцев ведьма (в исполнении Аллы Демидовой – кого ж еще?), человек в костюме медведя (медведицы?), люди-грибы (эти порой делают на поляне гимнастические упражнения), а также звучат цитаты из Ролана Барта и Хорхе Луиса Борхеса на фоне тревожного эмбиента. Неймдроппинг и абсурд всегда интригуют, не так ли?

Рустам Хамдамов снимает фильмы раз в 10-15 лет, и каждая его картина становится событием в узком, но преданном кругу любителей артхауса. «Анна Карамазофф» (1991) была номинирована на Золотую пальмовую ветвь в Каннах, а «Вокальные параллели» (2005) по сценарию Ренаты Литвиновой с первым советским контртенором Эриком Курмангалиевым в одной из главных ролей вышибали почву из-под ног у всех, кому довелось их посмотреть.

«Мешку без дна» можно прочить интересную (без наград, но с упоминаниями) фестивальную судьбу, однако широкого зрителя эта картина, к сожалению, вряд ли заинтересует: уж очень бескомпромиссно обходится с аудиторией автор, говоря с отвыкшей от символизма публикой на языке намеков, цитат и напоминая о вышедшем из моды словосочетании «искусство кино».

Да, это искусство, да, это то самое высоколобое «кино не для всех», тот самый – уникальный и неповторимый - авторский кинематограф. Прекрасно, что он еще существует и получает хоть какое-то финансирование от Министерства культуры РФ.

Но арт-мейнстрим, поднимающий актуальные темы, рассказывающий понятные истории и при этом не забывающий о личности автора для произведения, - вот куда перекочевала большая часть режиссеров и зрителей, которые ходят в кино не только развлечения ради. Это компромиссный вариант между искусством и коммерцией, вполне логический виток развития кинематографа, и, к сожалению, в этом плане «Мешок без дна» выглядит устаревшим, пусть и небезынтересным произведением большого художника.

Артём Мельников, InterMedia

Последние новости