Рецензия: «Роковое искушение». Привет Алексею Балабанову! ****
Исторический триллер «Роковое искушение» выйдет в российский прокат 27 июля. Жанр: драма. Режиссёр: София Коппола. В ролях: Колин Фаррелл, Николь Кидман, Кирстен Данст.
Штат Вирджиния, 1864 год. Маленькая воспитанница закрытого пансиона, собирая грибы в лесу, натыкается на обезумевшего от боли капрала Джонни (Колин Ферт). Наемник воевал за северян, но был ранен в разгар масштабной битвы и позорно бежал с поля боя. Преодолевая закономерный страх и подозрительность по отношению к врагу (ведь действие происходит на территории южан), девочка практически на себе дотаскивает увечного вояку до пансиона.
Хозяйка интерната Марта (Николь Кидман) из соображений осторожности поначалу изъявляет желание сдать непрошеного гостя властям. Однако он слишком слаб, а девочки, хорошо усвоившие уроки своей набожной патронессы, убеждают ее проявить христианское милосердие и оказать истекающему кровью бойцу первую помощь. Дальше включаются инстинкты, и обитательницы пансиона начинают ухаживать за больным не из чувства долга, а из элементарного сострадания. А он, воспользовавшись их доверчивостью, начинает ими манипулировать, ведя себя с каждой как искусный психолог. Опасная игра в какой-то момент заходит слишком далеко...
В очередной исторической драме София Коппола продолжает бороздить прихотливые извивы гендерной психологии. Материал на сей раз ей попался более чем благодатный — роман Томаса Куллинана. «Обманутый» и его экранизация 1971 года с Клинтом Иствудом. Но это ни в коем случае не ремейк, за что Коппола уже успела огрести от наших, а, в особенности, от западных критиков. Чаще всего режиссеру пеняют на то, что она, якобы, безжалостно обрубила содержавшиеся в первоисточнике христианские, антивоенные и морально-этические смыслы.
Нет, на самом деле Коппола ничего не обрубала. Просто происходившие в романе события она интерпретирует с типично женской точки зрения, которая, как известно, плохо коррелирует с традиционным религиозно-патриотическим дискурсом. Впрочем, это отнюдь не значит, что эти идеалы героиням чужды — просто отстаивают они их своими собственными методами.
Ведь чем руководствовался капрал, заигрывая практически с каждой обитательницей пансиона? Вряд ли только похотью. Надо быть дураком, чтобы не просчитать заранее возможных разрушительных последствий неуемной женской ревности, а Джон как раз предстает в фильме достаточно прагматичным типом. Им просто движет животный страх, что его в любой момент могут вышвырнуть на улицу или сдать патрулю противника, поэтому он идет напролом, лихорадочно пуская в ход все свое мужское обаяние, но в какой-то момент забывает об элементарной осторожности и допускает досадные промахи.
А что стоит на кону у обитательниц пансиона? Женская дружба, сохранение своего убежища, и, в конце в концов, верность Богу и Родине. Безусловно, в какой-то момент они оказываются бессильны перед коварством соблазнителя, но в итоге собираются с духом и выдерживают роковое искушение. Если излюбленной темой Алексея Балабанова была коллизия «мужчина на войне», то София Коппола погружает в батальную стихию беззащитных женщин. В «Роковом искушении» действительно ощутима балабановская атмосфера — вплоть до неожиданной переклички с «Морфием» и «Жмурками», когда героям в самый ответственный момент требуется... анатомический атлас. Раз уж два крупных художника явно независимо друг от друга пришли к схожему результату, значит путь был изначально выбран верный.
Денис Ступников, InterMedia