Женщины и меньшинства по-прежнему не имеют права голоса в Голливуде
Женщины в голливудских фильмах редко оказываются на главных ролях, меньше говорят и реже появляются на экране. К такому выводу пришли авторы лингвистического исследования, проведенного USC Viterbi School of Engineering's Signal Analysis and Interpretation Lab (SAIL). Как пишет Daily Mail, большая команда института изучила речь 7 000 персонажей и 53 000 диалогов из 1 000 фильмов и сценариев (но основе данных The Daily Script и IMSDB), чтобы проанализировать тенденции, касающиеся расы, пола и возраста в кино. Она также изучила соотношение тех же факторов у создателей фильмов – режиссеров, продюсеров, сценаристов, агентов по кастингу.
– К сожалению, авторы сознательно или подсознательно подстраиваются под установленные стереотипы, которые отражаются и на сюжетах, на выборе слов для текстов, – считает ведущий автор исследования Анил Рамакришна.
По данным исследования, мужским персонажам досталось 37 000 диалогов, тогда как на долю женских пришлось в два с лишним раза меньше – 15 000. При этом реплики женщин и их роли - менее значимые для развития сюжета. Единственное жанровое исключение - фильмы ужасов, где жертвами обычно становятся особы женского пола. Женщины чаще являются положительными персонажами, но их речи в большей степени посвящены семейным ценностям, тогда как мужчины говорят о достижениях и смерти, чаще ругаются. Чем старше персонажи в фильме, тем более умными и спокойными становятся их реплики, они больше говорят о религии и меньше – о сексе. Неутешительны и выводы о персонажах, которых играют латиноамериканцы и афроамериканцы. Первым достаются реплики, связанные сексом, в речи вторых преобладают ругательства.
Из 7 000 персонажей в фильмах женщинами оказались всего около 2 000, а мужчинами - 4 900. В среднем, женские персонажи на пять лет младше мужских.
Соотношение среди неактерских профессий также имеет явные гендерные перекосы. Среди сценаристов мужчин в семь раз больше, чем женщин, среди режиссеров – почти в 12 раз, среди продюсеров - в три раза, среди кастинг-директоров – в два раза.
Согласно другому исследованию, проведенному профессором Стейси Ли Смит из Media, Diversity & Social Change Initiative at USC Annenberg, за 10 лет отношение к женщинам, расовым и сексуальным меньшинствам в Голливуде не сильно улучшилось. Чтобы сделать такие выводы, авторы отсмотрели 9 000 самых кассовых фильмов с 2007 по 2016 год и проанализировали 39 788 персонажей и создателей картин по признакам пола, расы, этнической принадлежности, ЛГБТ-статуса и инвалидности.
Женщины составили менее трети всех разговаривающих на экране лиц (29,9%), почти такой же результат у латиноамериканцев, афроамериканцев, азиатов и других представителей не европейской или смешанных рас (29,2%). Представители ЛГБТ-сообщества составляют всего 1,1% от всех говорящих персонажей, а люди с ограниченными возможностями – 2,7 %.
По другую сторону камеры дела обстоят еще хуже. Соотношение мужчин и женщин в режиссерском кресле говорит не в пользу вторых: из 120 фильмов в год женщины не снимают и десяти. Лишь 5,8% фильмов за отчетный период были сняты режиссерами афроамериканцами, 4,2% – азиатами, латиноамериканцев среди них обнаружено вовсе не было. По мнению исследователей, эти цифры никак не коррелируют с реальным соотношением рас в американском обществе.
– Это устойчивые и системные проблемы, – считает Стейси Ли Смит. – Возможно, в будущем мы увидим более оптимистичные цифры, но на данный момент можно сказать, что вся пропагандистская деятельность, связанная с представлением на экране и в кинобизнесе различных меньшинств, не была успешной. Пока Голливуд не изменит свою политику в отношении найма, не решится сломать ложные стереотипы, трудно ожидать позитивных сдвигов.