«Темная башня»: реакция критиков
Эмбарго на публикацию рецензий и отзывов на новый блокбастер от Sony – «Темную башню» закончилось сегодня, 3 августа 2017 года. Фильма, который является, по разным сведениям, то ли экранизацией, то ли продолжением романов Стивена Кинга, ждали многие фанаты. Первые отзывы критиков как у западных, так и у российских профильных СМИ, оказались разгромными. Так, на портале Rotten Tomatoes на момент публикации было только 20% положительных рецензий, а средняя оценка на Metacritic составляла 39 баллов из 100. Отечественные критики также ставили преимущественно негативные оценки: согласно порталу «Критиканство», русскоязычная пресса присудила ленте 42 балла из 100, что является низким показателем. В результате «Темная башня» заняла 13 место среди худших фильмов 2017 года.
Как и рецензент InterMedia, большинство критиков ругают шаблонность повествования, слишком вольное обхождение с первоисточником и слабый экшен.
Так, Дмитрий Сосновский из «Российской газеты» отметил, что экранизация представляет собой белиберду уровня комиксов для учащихся младших классов. Критик считает, что обильно представленная в фильме символика Срединного мира лишена всяческого содержания, а потому находится на уровне пустых «пасхалок».
– «Темная башня» датского режиссера Николая Арселя - это даже не самостоятельная «картина по мотивам», это – простая как три копейки шаблонная подростковая фантастика, самым наглым образом спекулирующая на чаяниях миллионов читателей.
Алексей Филиппов из «Кино – Театр» отмечает, что «Темная башня» в ходе досъемок превратилась в наивное фэнтези в духе «Перси Джексона», а местами напоминает даже «Удивительные странствия Геракла» из 1990-х, что нельзя назвать комплиментом.
– Лента в одни ворота проигрывает даже истории создания потенциальной франшизы: десять лет кипящих мозгов вылились в замысел из нескольких фильмов и сериал, который обещает подробно пересказать и без того многословную прозу Кинга.
Евгений Кузьмин и Юрий Лущинский с сайта «КГ-Портал» дали фильму оценку «Стерильно». Среди плюсов они отметили харизму Идриса Эльбы и Мэттью МакКонахи, которые являются колоритными актерами. При этом рецензенты замечают, что и их персонажи будут мало что значить без учета личностей актеров.
– Стрелок мстит и спасает вселенную просто потому, что так надо, – в качестве обоснования его мотивации нам показывают убийство отца, но на драматичный момент это не тянет, скорее просто грубый элемент экспозиции. Почему Человек в чёрном так жаждет конца света – тоже не очень понятно, он вроде бы служит некоему Алому королю, но это мы скорее всего уже никогда не узнаем.
Юрий Кук из Life.ru, ругая «Темную башню», и вовсе говорит, что она так переиначивает первоисточник, что превратилась в семейную драму с элементами фантастики, где мы не знаем ничего о персонажах и их биографии.
– И неясно, зачем же тогда на главные роли были приглашены Идрис Эльба и Мэтью Макконахи. Актёрам нечего играть. У них нет ни установки режиссёра, ни толком прописанных характеров. Они здесь, исключительно чтобы привлечь зрителей своими физиономиями на афише. Ну а ещё дабы повторять через слова «башня», «сияние», «видения», «клятва стрелков» и прочую сюжетно важную претенциозную лабуду.
Антон Долин в рецензии для сайта Meduza сразу отмечает, что «Темная башня» не получилась. Впрочем, он делает оговорку, что, по его мнению, получиться она и не могла.
– Для этого ей надо было быть не полнометражным фильмом на полтора часа, а обстоятельным сериалом сезонов, как минимум, на пять, с бюджетом вдвое больше «Игры престолов» и Клинтом Иствудом в главной роли. Причем не теперешним крепким старцем, а Человеком-без-имени, которого актер играл в «долларовой трилогии» Серджио Леоне в 1960-х. Ведь с него Стивен Кинг и писал Роланда Дискейна, Стрелка из своей «Темной башни».
Хвалебных рецензий встречается не много. Так, например, Галина Потапова из «Киноафиши» хвалит фильм, по сути, за то, за что остальные его ругают.
– Упрощение литературного первоисточника сказалось на смене формата повествования: многочисленные описания превратились в картинку, мучительное превозмогание – в емкие, хорошо построенные диалоги, а формирование «ка-тета» Стрелка было отложено до лучших времен. Психологизм уступил место экшну, а четкая моральная дилемма с ожидаемой развязкой делает произведение понятным даже тому, кто с первоисточником не знаком. Это выгодно выделяет «Темную Башню» по сравнению с теми же франшизами Marvel, включающими пасхалки, узнаваемые только фанатами вселенной.
Напоминаем, что автор InterMedia поставил «Темной башне» две звезды из пяти. С рецензией InterMedia вы можете ознакомиться здесь.
Павел Соломатин,InterMedia