Рецензия: «Бабушка легкого поведения». Старикам здесь самое место ****
Приключенческая комедия «Бабушка лёгкого поведения» выйдет в российский прокат 17 августа. Режиссёр: Марюс Вайсберг. В ролях: Александр Ревва, Глюкоза, Филипп Киркоров, Владимир Толоконников.
Саня (Александр Ревва) – уроженец маленького городка Митинск, где светофоры установлены далеко не на всех оживленных перекрёстках, а мэр готов пригласить на романтический ужин любую женщину, кроме своей супруги. Мальчик рано лишился родителей, поэтому его воспитывает грубоватая тётя, не привыкшая выбирать выражения, и эксцентричный дядя – актер театра, мечтающий о продолжении актерской династии.
Результаты столь противоречивого воспитания оказываются неожиданными. Повзрослевший Саня, прихватив театральные костюмы из гардероба приемного отца, отправляется в Москву и становится неуловимым грабителем. Залог его успеха – способность в мгновение ока менять внешность, пол и возраст, за что подельники награждают его кличкой Трансформер. Раскрыть вора практически невозможно, тем более, он предпочитает не шиковать, а преспокойно жить в убитой хрущевке, закусывая дешевое молдавское вино «Крошкой-картошкой». Но однажды Саня, по недоразумению, переходит дорогу влиятельному коррумпированному политику. Незадачливый аферист вынужден перевоплотиться в моложавую богемную старушку и залечь на дно в пансионате для престарелых.
Новый фильм Марюса Вайсберга обречен на навязчивые сравнения с «В джазе только девушки» и «Тутси». Однако эпопея с переодеваниями здесь не является смыслообразующей, хотя Саня в какой-то момент и посылает привет героине Джессики Лэнг из «Тутси». Вайсберг, предпочитающий снимать франшизы, решил не мелочиться и нашпиговал свое свежее творение самыми разнообразными начинками.
В зачине присутствует даже натуралистичная сцена в духе кровавых лент Тарантино – и смотрится она вполне органично. Линия с мэром неожиданно отсылает к злободневным картинам Андрея Звягинцева и Юрия Быкова. А беспомощных обитателей пансионата для престарелых легко сопоставить с инвалидами из недавней комедии «Любовь с ограничениями». Естественно, имеющие место в реальности проблемы здесь сглажены – например, тема издевательств персонала приюта над стариками затронута лишь по касательной и в сугубо комическом ключе. Тем не менее, важную социальную функцию «Бабушка лёгкого поведения» выполняет хотя бы потому, что Вайсберг дал работу большому количеству возрастных актеров, которые подошли к делу добросовестно и с душой.
Фильм действительно смешной, а шуток, каламбуров и скетчей в нем столько, что с первого раза усвоить их все просто невозможно. Глюкоза, которую мы привыкли видеть в «Ералаше» девочкой-оторвой, раскрывается здесь с неожиданной стороны, поскольку играет сердобольную и заботливую медсестру. На контрасте с ней выступает искрометный Александр Ревва. Есть подозрение, что роль Сани Трансформера будет кормить его еще много лет, так как в фильме он предстает сразу в четырех ипостасях, а начальную сцену, где он примерят на себя десятки образов, можно использовать в качестве универсального портфолио на всевозможных кинопробах.
Денис Ступников,InterMedia