Рецензия: Алексей Певчев - «Браво». Авторизованная биография группы» ****
2017, «Эксмо»
Книга довольно долго до меня ехала, зато потом я её прочитал за один день, причём рабочий (смайлик). К этому моменту я уже был знаком с некоторыми отзывами, сводящимися к тому, что биографии, одобренные музыкантами, часто бывают слишком благостными, и книга про «Браво» - как раз такой случай. Ни конфликтов тебе, ни скандальности, только Хавтан стоит посередине весь в белом, да и все остальные тоже не слишком загрязнились. Я не буду спорить с тем, что отечественным рок-биографиям часто не хватает критического взгляда со стороны (хотя бы в качестве оживляющего повествование приёма), но, положа руку на сердце, где те скандалы, о которых действительно хотелось бы прочитать в книге о группе «Браво»? Странности Жанны Агузаровой и Евгения Осина? О них упоминается, но с правильной деликатной интонацией. Бандитские повадки экс-директора Лейкина? Есть и об этом - в основном о том, как они группе помогали. 100 долларов, которые Евгений Хавтан задолжал одной журналистке за пресс-релиз? Вот про это действительно ничего нет, но вряд ли эта история сильно подняла бы градус скандальности. Вместо этого есть другой важный момент. Все, кто следит за группой «Браво» уже лет 30, знает, что какие бы лица не менялись у микрофона и с какими бы стилями не экспериментировал коллектив - «Браво» всегда остаётся творением Евгения Хавтана, ровно таким, каким он хотел видеть свою группу тогда и теперь. На книгу этот эффект тоже распространился: хотя Алексей Певчев писал от своего лица, лишь иногда давая слово героям, - на выходе получился такой портрет группы, будто бы его нарисовал сам Хавтан. (Вот было бы интересно, если бы Евгений сам написал мемуары, и они оказались бы сильно отличающимися от общепринятой картины. Но это в любом случае дело будущего.)
История группы «Браво» описана в книге последовательно, подробно и качественно. Возможно, повествованию не хватает «смешных гастрольных историй», всяческих баек и запоздалых воспоминаний о рок-н-ролльных безобразиях - но, во-первых, вы попробуйте, не отвлекаясь на хиханьки, уложить примерно 30 лет в примерно 300 страниц, а во-вторых, группа «Браво» никогда не ассоциировалась с рок-н-ролльными безобразиями. Кризисы, связанные с уходом солистов и размышлениями о том, куда двигаться дальше, для биографии команды были куда важнее, чем какие-то закулисные излишества: так неудивительно, что этим мукам творчества автор (как и герои) уделяет максимум внимания. А для подробностей создания песен в книге выделен целый раздел, как и для воспоминаний авторов текстов, звукорежиссёров и других причастных к творческим процессам людей. Ещё одним плюсом издания стали отлично подобранные фотоиллюстрации - практически все они пришлись к месту, в нужные моменты дополняя текст.
Приступая к чтению, я сомневался, удастся ли мне узнать из книги что-то новое. В принципе, вся история проходила на моих глазах, да и интервью у Евгения Хавтана приходилось брать неоднократно... К тому же строго линейная структура повествования и желание автора изложить как можно больше фактов, обходясь без лирических отступлений, сводила шансы прочесть что-то неожиданное буквально к нулю. И тем не менее пару раз Алексею Певчеву (и группе «Браво») всё же удаётся удивить взыскательного читателя некоторыми неведомыми подробностями.
Алексей Мажаев, InterMedia