Рецензия: Слава КПСС - «Bootleg, Vol. 1» ****
2017, «Ренессанс»
После эпичного (особенно с точки зрения количества просмотров) баттла Оксимирона и Гнойного было много отзывов типа «меня эта тема вообще не интересует, но что это за неприятное имя у победителя». Нужно успокоить тех, кто не в теме: кличка Гнойный - это только для рэп-баттлов, а вообще Вячеслав Карелин использует несколько десятков разных никнеймов. Так, большинство альбомов выпущено под именем Слава КПСС. Кроме того, Вячеслав выступает под псевдонимами Соня Мармеладова, Валентин Дядька, Бутер Бродский («используется в экзистенциальном мрачном и печальном творчестве про русскую безысходность под биты с балалайками и духовыми», глумится Википедия) и т.д. Собственно, он и по паспорту не Карелин, а, если верить некоторым источникам, Машнов.
Само перечисление имён артиста доказывает, что у него и фантазия работает отменно, и круг интересов необычайно широк. До попадания на первые полосы федеральных интернет-ресурсов творчество Славы КПСС или, если угодно, Гнойного не выходило за рамки субкультуры и казалось каким-то сугубо внутренним приколом для своих. Когда Слава проснулся знаменитым, его лейбл «Ренессанс» сработал очень чётко, немедленно выпустив сборник под названием «Bootleg, Vol. 1» - дающий всем интересующимся развёрнутый ответ на актуальный вопрос «Ху из мистер Гнойный». Ответ не только развёрнутый, но и обескураживающий: не так часто приходится сталкиваться со столь бурным творческим темпераментом, как у Славы КПСС.
Говорили, что он хорош в баттлах, но не слишком состоятелен в «мирной» обстановке. Но что значит «быть хорошим в баттлах»? Это значит иметь отлично подвешенный язык, быть эрудированным и при этом непосредственным, уметь остроумно импровизировать, отличаться быстротой реакции, а также внимательно изучать сильные и слабые стороны соперников. Всё это не раз помогало Славе, в том числе и против таких мощных оппонентов, как Оксимирон - но ведь все перечисленные качества могут приносить победы не только в поединках. «Bootleg, Vol. 1» демонстрирует не только широту интересов рэпера, но и его универсальность. Любимым оппонентам Славы достаётся отменный поток ругательств - при этом в соседних треках он может цитировать классиков русской литературы или бойко рифмовать на политические темы. Рука и язык набиты на баттлах (обратите внимание и на обложку, тоже своеобразно раскрывающую баттловую тему), и вот уже их владельцу тесно в узких рамках хип-хоп-культуры. От мейнстрима его сейчас отделяет только пристрастие к инвективной лексике - а впрочем, многие герои «ВКонтакте» уверены, что свобода творчества важнее соблюдения внешних приличий, и, кстати, число просмотров у «неприличных» всё чаще подтверждает их правоту. К слову, вычёркивая из числа своих потенциальных слушателей людей, которые априори против мата в текстах, Слава КПСС не слишком приближает и тех, кто хочет послушать, «как дядя ругается». Русский устный для артиста - лишь один из рабочих инструментов, без которого в случае необходимости он вообще может обойтись. А когда не может, всё звучит довольно точно, повышает юмористический эффект и не режет слух. А чтобы оценить в текстах Славы уровень «русского литературного», нужно много читать, много знать и многим интересоваться.
Алексей Мажаев, InterMedia