Заседание коллегии Минкультуры России состоялось в «Сколково» (Репортаж)
Заседание коллегии Минкультуры России состоялось в Инновационном центре «Сколково» 23 августа 2017 года. Главным вопросом повестки стал доклад о деятельности Фонда кино, который представил его исполнительный директор Антон Малышев.
Однако первым взял слово заместитель министра культуры РФ Сергей Обрывалин. Он поделился основными вехами в истории взаимоотношений Фонда кино с Министерством культуры РФ и индустрией.
Так, он отметил, что в 2013 году произошло четкое разграничение деятельности Министерства культуры РФ и Фонда кино по части поддержки кинематографии, что принесло значительные плоды. Если в 2014 году только семь фильмов, созданных при поддержке Фонда кино, вошли в топ-10 самых кассовых российских фильмов, собрав при этом 3,6 млрд рублей, то в 2016 году в десятку вошли уже девять фильмов, а их сборы превысили 6,6 млрд рублей.
Коснулся он и производства анимационной продукции.
– Здесь можно увидеть хорошие результаты. За период с 2014 по 2016 гг. десятка самых кассовых анимационных лент, вышедших в прокат, собрала 3,9 млрд рублей. Так, в 2014 году в прокат вышел только один успешный анимационный фильм – «Белка и Стрелка» – в 2015 году – уже четыре, а в 2016 году – пять.
Также Сергей Обрывалин отметил новое соглашение между Министерством культуры РФ и Фондом кино, созданное с целью повышения эффективности и контроля расходования бюджетных средств. Средства на 2017 год предоставляются уже по новому соглашению, а подписано оно сразу на три года, чтобы Фонд мог планировать свою деятельность на ближайшую перспективу. В рамках этого соглашения были установлены показатели результативности деятельности кинокомпаний – одно посещение на каждые выделенные сто рублей. Максимальный срок производства фильма с момента заключения договора составит три года, а на один фильм теперь можно выделить на безвозвратной основе не более 400 млн рублей для компании-лидера и не более 60 млн – прочим организациям.
Кроме того, Фонд кино будет контролировать даты выхода в прокат фильмов, создаваемых при его участии, чтобы они стартовали равномерно в течение всего года. В качестве негативного примера Сергей Обрывалин привел ситуацию вокруг картин «Время первых» и «Салют-7», которые должны были выйти с разницей в неделю. Чтобы не случилось накладки, пришлось вмешаться Администрации президента.
Следом слово взял исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев.
Согласно его презентации, с 2010 года основным критерием деятельности Фонда стало увеличение доли российских фильмов в национальном прокате. Фонд выделяет субсидии на производство, причем с 2013 года их объем остается практически неизменным и составляет около 3 млрд рублей в год, которые распределяются на условии открытого конкурса. Конкурс проходит в несколько этапов – сначала проекты изучает сценарная рабочая группа, затем – экспертный совет, а после следует процедура очной защиты, на которой заявители презентуют свои проекты. Сценарная рабочая группа включает в себя ведущих кинокритиков, редакторов, сценаристов и режиссеров. Они оценивают художественную значимость предоставленного сценария и актуальность тем, которые он затрагивает. Больше половины заявок отклоняется на этом этапе. Экспертный совет прогнозирует зрительский и кассовый потенциал, а в его состав входят представители крупнейших киносетей и прокатных организаций, а также продюсеры, режиссеры, кинокритики, специалисты из профильных СМИ и телеканалов. Сотрудники Фонда кино в состав совета не входят. В рамках очной защиты заявители публично представляют презентационные и отснятые материалы, а также отвечают на возникающие вопросы. По результатам экспертизы проектов попечительский совет принимает решение о выделении государственных средств. Совет состоит из представителей государственных структур, членов союза кинематографистов РФ и участников профессионального киносообщества. По итогам отбора государственную поддержку получают только 20% от заявленных проектов.
Еще одно направление деятельности Фонда кино – модернизация кинозалов в малых городах. С 2015 года 437 кинозалов получили поддержку Фонда в приобретении цифрового оборудования, благодаря этому около 12 млн человек получат доступ к услугам современного цифрового кинопоказа. Более 50% сеансов в таких кинозалах отведено под российское кино.
После окончания презентации Антон Малышев добавил, что перед Фондом стоят и другие задачи, такие как поддержка отраслевых СМИ, гранты для студентов, рекламные ролики российских фильмов в кинотеатрах и т.д.
Он заявил, что процесс подключения всех коммерческих кинотеатров к ЕАИС уже завершен. Кроме того, в 2016 году были внесены изменения в законодательство, касающиеся усиления ответственности за предоставление недостоверных данных в ЕАИС. Фонд кино ведет работу по выявлению нарушений, а ее результаты передаются в Министерство культуры РФ для принятия решений и передачи в суд.
– Между тем, эта работа занимает в среднем полгода. Это, конечно, не очень здорово. Пользуясь случаем, я хотел бы попросить эту работу активизировать, потому что, к сожалению, неотвратимость наказания все еще является важным рычагом для обеспечения достоверности и прозрачности этой системы.
Также он отметил, что, благодаря общим усилиям, сборы российского кино достигли рекордных результатов.
– Если за весь прошлый год сборы российских фильмов составили 8,6 млрд рублей, что было рекордным показателем, то на сегодня это уже 6,7 млрд рублей, и мы пока держим 20% долю. С учетом тех картин, которые ожидают проката осенью и в начале зимы, есть неплохие шансы на то, что этот год также станет рекордным.
Вместе с тем, отметил Антон Малышев, Минкультуры России поставило задачу достичь 30% доли национального кино. Это задача сложная, поскольку работа ведется на открытом рынке, а маркетинговые бюджеты зарубежных фильмов порой несравнимы. Поэтому Малышев предлагает задуматься о введении протекционистских мер, чтобы взять эту долю.
Комментируя программу кинофикации малых городов, Малышев отметил, что открыто уже 282 зала, а кино в них посмотрели почти 4 млн человек.
Рассказал исполнительный директор Фонда кино и про появившуюся в России систему рибейтов, которая выражается в том, что некоторые регионы возвращают кинокомпаниям часть затрат на съемки, проведенные на их территории. Среди регионов, активно в этом участвующих, он назвал Калининградскую область и Приморский край. При этом Малышев уточнил, что хотел бы сначала отработать систему в тех регионах, где она уже есть, чтобы потом распространить этот опыт на всю страну.
Следом выступила Министр культуры Краснодарского края Виктория Лапина.
Киносеть Краснодарского края, по ее словам, сейчас насчитывает 179 кинозалов и более 10 млн зрителей в год.
– За два года участия в федеральной программе по переоборудованию кинозалов в крае от Фонда кино были получены средства в объеме около 70 млн рублей на приобретение современного цифрового оборудования для 14 кинозалов в 11 отдаленных населенных пунктах. В результате к концу 2016 года были переоснащены 6 сельских кинозалов, из них 4 муниципальных и 2 частных. В этих кинозалах был произведен капитальный ремонт за счет муниципальных и частных средств.
В 2017 году в крае будет переоснащено еще 8 кинозалов в семи муниципальных образованиях.
Как заявила Виктория Лапина, востребованность современного кинопоказа в результате переоборудования выросла в пять раз. В качестве примера она привела кинотеатр «Победа», расположенный в станице Староминская с численностью населения около 41 тыс. человек. От краевого центра она удалена на 189 километров. После переоснащения за шесть месяцев 2017 года было проведено 2252 киносеанса, что в четыре раза больше годовых показателей до модернизации. Посещаемость кинотеатра выросла в семь раз и составила 31 тыс. человек за полгода. Валовый сбор с кинозала составил более 6 млн рублей, что в 12 раз больше, чем сумма всех его сборов за последние 10 лет.
В 2006 году на Кубани был принят закон о кинематографии, способствующий сохранению муниципальных кинотеатров в 41 муниципальном образовании из 44, имеющихся в Краснодарском крае. В крае действует государственная кинопрокатная организация «Кубанькино», которая осуществляет репертуарное планирование 58 кинозалов края и 6 кинозалов в других регионах.
Следом выступил заместитель министра культуры республики Башкортостан Шамиль Абдраков. Свою речь он начал с цитаты из Конституции РФ о том, что каждый человек имеет право на доступ к культурным ценностям.
Он также большое внимание уделил программе кинофикации. Так, были выделены средства для модернизации 14 кинозалов в регионе, из которых уже действуют 11, а 3 оставшихся заработают до конца года. У жителей 10 населенных пунктов республики появилась возможность смотреть фильмы на современном оборудовании.
– Показателен тот факт, что уже за первый месяц работы в обновленном двухзальном кинотеатре «Горняк» в городе Кумертау, население которого составляет 60 тыс. человек, фильмы посмотрели более 10 тыс. зрителей.
Кроме того, Башкортостан вошел в десятку лидеров по итогам рейтинга, составленного Союзом кинематографистов России. Анализ проводился по десяти направлениям, среди которых – наличие киностудий, киносообщества, кинофестивалей, организаций кинопроката и т.д. В качестве показательного примера значимых результатов республики в сфере кинематографии Абдраков привел два фильма, сделанных в регионе - историческую драма «Бабич» и молодежную комедию «Из Уфы с любовью». Эти фильмы смогли выйти в широкий прокат.
По результатам обоих докладов Владимир Мединский попросил Фонд кино проанализировать эффективность освоения субсидий и дальнейшей работы открывшихся в рамках программы кинозалов на предмет числа сеансов, посещаемости. Это было вызвано сомнениями в том, не открываются ли «кинотеатры выходного дня» в муниципальных залах.
– То, что отремонтируют Дом культуры, поставят там оборудование, и будет там концерт художественной самодеятельности, в этом я ни капли не сомневаюсь. Это очень хорошо. Но нам надо, чтобы там происходили коммерческие показы российского кино. – Сказал Владимир Мединский.
Следом слово взял директор «Кинокомпании СТВ», председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов. Выступление началось с того, что Владимир Мединский вручил ему благодарность Министерства культуры РФ «За многолетнюю плодотворную деятельность и большой вклад в развитие отечественной кинематографии и анимации».
– Анимация – волшебное, восхитительное, прекрасное дело, всем рекомендую. Если не заниматься, то ходить, по крайней мере, постоянно в кинотеатры и смотреть. Это лучший витамин для нации, и это основа, собственно, народа, идентичности его, с моей точки зрения. – отметил Сергей Сельянов.
В качестве председателя АКИТ он встречался с главами нескольких регионов, обсуждал систему рибейтов. Как он сказал, предстоит огромный объем работы в виде подготовки законодательной базы и установления порядка возврата средств. Однако в целом он настроен оптимистично и считает, что «через несколько лет у нас будет пять-шесть регионов, которые наряду с Москвой и Санкт-Петербургом станут региональными центрами кинопроизводства».
Также Сергей Сельянов отметил, что создание института лидеров кинопроизводства Фондом кино – самое эффективное решение для отрасли, поскольку он предусматривает переход компетенции от чиновника к продюсеру. «С момента его появления у нас закончились бесконечные разговоры про выживание, а индустрия начала набирать темпы» – по словам Сельянова, отрасль стала расти на 9% в год по сборам.
Среди позитивных моментов он отметил, что Россия вышла на международные рынки со зрительским кино, что является показателем роста качества фильмов. Продюсеры, по словам Сельянова, научились чувствовать зрителя.
Однако он считает, что нужно увеличивать государственную поддержку. По его мнению, государственная поддержка в СССР в пересчете на нынешние цены составляла более 60 млрд рублей. Поэтому и тот факт, что объем господдержки Фонда не менялся, он воспринимает негативно.
Президент компании «Рамблер» Александр Мамут, купивший и объединивший недавно две киносети - «Синема Парк» и «Формулу кино» - выступил следом. Он рассказал, что, обсуждая прокатную судьбу того или иного фильма, часто сталкивался с ситуацией, что качественный и интересный фильм почти не имел бюджета для продвижения, и даже плана. Дело ограничивалось обычным освещением информации о фильме в профильных СМИ.
– Хочу сказать, что сегодня, в 2017 году, этого совершенно недостаточно.
Он поставил вопрос о необходимости увеличения не только доли российского кино, но и всего бокс-офиса в целом, поскольку цифры, по его мнению, могут быть выше в полтора-два раза. По его словам, этому мешает то, что многим фильмам не хватает рекламы и продвижения. Сегодня маркетинговый план должен быть проработан задолго до выхода картины в прокат, а если реклама стартует за две недели до выхода, то собрать успешную кассу такие картины не могут.
Затем слово взял генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст.
– В 2004 году, когда вышли «Ночной дозор» и «9 рота», вдруг резко изменился процент российского кино в прокате. Все обрадовались, и появились 150 фильмов, начиная с «Яиц судьбы», и все накрылось медным тазом.
По его словам, для того, чтобы российское кино существовало, достаточно того, чтобы в прокате было 12 мощных российских фильмов. Но для их появления должно быть запущено в производство не меньше 18. Эрнст полагает, что не надо рассредоточивать деньги Фонда на 37 картин, потому что речь идет о зрительских фильмах, а на артхаус и дебютантов есть деньги у Министерства культуры РФ. Лидеры кинопроизводства, по его словам, должны сами договориться о разножанровости.
Последним взял слово председатель союза кинематографистов России Никита Михалков. Он заявил, что выходит из попечительского совета Фонда кино.
– Я ухожу из попечительского совета. Я ухожу, потому что чувствую безответственность свою и, к сожалению, безответственность Фонда. То, что происходит, когда выходят картины, которые просто ничего не значат или которые что-то значат, но никто не знает, что с ними делать, когда выходят одновременно два блокбастера на одну тему и идет битва между каналами, – это все результат этой безответственности.
Он также отметил, что одним из последних событий, подтолкнувшим его к такому решению, стало включение в совет пресс-секретаря председателя правительства РФ Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой.
В разговоре с журналистами Владимир Мединский не стал комментировать слова Михалкова, но отметил, что субсидии выделяются Фонду кино вне зависимости от состава Совета, а со стороны Министерства есть только требование показывать результаты.
Павел Соломатин, InterMedia