«Союзмультфильм» отсудил компенсацию за мороженое с героями из «Простоквашино»
Девятый арбитражный апелляционный суд 28 августа 2017 года подтвердил законность взыскания 250 тысяч рублей компенсации с торговой сети «АБК» (ЗАО «Вегат плюс») за незаконное использование образа кота Матроскина при продаже мороженого под брендом “Деревня Простоквашино”. Истец, ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм», обладает исключительными правами на анимационные фильмы “Трое из Простоквашино”, “Каникулы в Простоквашино”, “Зима в Простоквашино”. Т.о. суд отклонил апелляционную жалобу ЗАО «Вегат плюс» на решение арбитража Москвы, который частично удовлетворил иск «Союзмультфильма» (студия требовала 500 тысяч рублей компенсации).
Несколькими днями ранее, 25 августа ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» взыскало с ОАО «Седьмой континент» 200 тыс. рублей за нарушение исключительных прав на изображение почтальона Печкина. Арбитражный суд Москвы также вынес решение в пользу «Союзмультфильма», хотя речь снова идет не о полной сумме компенсации – изначальные требования киностудии составляли 500 тыс. рублей.
Третьим лицом в обоих делах выступила Компания «АльтерВЕСТ XXI век», выпускающая мороженое под брендом “Деревня Простоквашино” и продающая его через торговые сети ответчика. Ее представители ссылались на договор, заключенный непосредственно с автором литературного произведения «Дядя Федор, пес и кот» Эдуардом Успенским. Кроме того, производители утверждали, что изобразительный элемент товарного знака (к примеру, образ почтальона Печкина) не является тождественным мультипликационному и разработан дизайнерами ООО «Diena pirms Janu nakts» по заказу правообладателя.
Законный правообладатель мультфильмов об обитателях Простоквашино (ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм») требовал не только компенсаций за использование изображений героев, но и отмены регистрации товарных знаков с изображением персонажей мультипликационной истории.
- Палата по патентным спорам в январе удовлетворила заявления ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» о признании недействительной регистрации на фирму «АльтерВЕСТ XXI век» пяти товарных знаков с персонажами из мультсериала «Простоквашино», - сообщается на сайте РАПСИ.
Несмотря на то, что производители мороженого настаивают на отсутствии тождества между героем мультфильма и изображения, используемого на упаковке мороженого, патентное ведомство заключило следующее:
- Сопоставительный анализ изображения персонажа «почтальон Печкин» мультфильмов «Трое из Простоквашино» и «Зима в Простоквашино» и оспариваемого товарного знака показал, что это один и тот же персонаж, поскольку совпадают характерные черты персонажа (формы лица, носа, прическа, усы), изображения позы, мимики и одежды.
Кроме того, Эдуард Успенский является автором литературного произведения, но, по всей видимости, не изображений героев мультфильмов. Во всяком случае, по сведениям Роспатента, в договоре, заключенном компанией «АльтерВЕСТ XXI век» и Эдуардом Успенским, отсутствует информация об авторских правах на рисованные изображения кота Матроскина, дяди Федора, пса Шарика, почтальона Печкина, коровы Мурки и других.
InterMedia напоминает, что в картотеке дел Московского арбитражного суда находится информация еще о нескольких исках ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» к торговым сетям «АБК» (ЗАО «Вегат плюс») и «Седьмой континент», касающихся использования данных объектов исключительных прав. Они находятся в разных стадиях производства. Ранее суд обязал торговую сеть «Перекресток» выплатить 50 тыс. компенсации по аналогичному иску.