Рецензия: Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Игорь Крутой - «Romanza» ****
2017, Deutsche Grammophon
Classical crossover – жанр на Западе популярный. В России же к нему отношение довольно прохладное. Поклонники оперной классики настороженно воспринимают любое вторжение в мир академической культуры. Широкие же массы не торопятся приобщаться к «высокому», даже поданному в легкой для восприятия форме. Не особенно интересуют российских меломанов и современные композиторские опыты по смешению музыкальных стилей. И все же определенная аудитория у кроссовера в России есть, отчасти сформированная шоу «Голос» и «Большая опера». Возможно, этим (помимо дружбы с композитором Игорем Крутым) и объясняется смелый эксперимент Анны Нетребко по созданию альбома, объединившего классику с «легким жанром».
«Romanza» включает два диска. Первый составлен из композиций, написанных Игорем Крутым специально для оперной дивы и ее мужа Юсифа Эйвазова. Наполнение второго диска более традиционно – в него вошли популярные номера из оперетт Кальмана и Легара и опер Верди, Пуччини, Моцарта, Беллини, Чайковского и других великих композиторов. Стоит отметить, что у истинных поклонников Нетребко записи со второго диска, скорее всего, уже есть. Треки входили в ранее выпущенные альбомы певицы. В прочем, голос Анны настолько великолепен и магнетичен, что даже самые заезженные арии в ее исполнении можно слушать бесконечно.
Композиции Игоря Крутого оперная дива исполняет столь же эмоционально, ярко и технически безупречно, как и признанные шедевры. Хотя, конечно, песни, «мимикрирующие» под оперную классику, все же уступают по уровню сложности знаменитым произведениям. Большинство песен Игоря Крутого звучат на итальянском языке, и это еще один «мостик», перекинутый композитором от эстрады к классике. Но на диске представлены и песни на английском, русском и французском, которые по своему музыкальному материалу ближе к мюзиклам, эстраде и французскому шансону.
«Romanza» позиционируется как совместный проект Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова. Однако количество сольных номеров в альбоме явно превалирует над числом дуэтов. Причем треки, записанные с участием Эйвазова, есть только на первом диске. Всю классику Нетребко поет в одиночестве (исключение – дуэт с Элиной Гаранчей). Дуэтов с Эйвазовым, увы, нет, хотя звездная пара уже неоднократно блистала в оперных постановках и за рубежом, и в России.
Возникает закономерный вопрос, стоило ли выпускать два диска под одной обложкой и пытаться объединить разные пласты музыкальной культуры, когда, в общем-то, в этом нет особой необходимости? Что это – попытка расширить аудиторию оперного театра или стремление показать скептически настроенным приверженцам академического стиля, что качественная, интересная и профессиональная музыка существует и за его пределами? Так или иначе, нельзя не признать, что в концепции «Romanza» мелодичные песни Игоря Крутого неплохо сочетаются с нетленками. Ну а Анна Нетребко хороша в любом репертуаре.
Наталья Светлакова¸ InterMedia