Евгений Сафронов - об отсутствии системной государственной поддержки музыкальной индустрии
Статья главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова «Нет плохой погоде! Летние фестивали спасли шоу-бизнес, но государству они не интересны» опубликована 5 сентября 2017 года в «Российской газете». Приводим полный текст материала.
Летние фестивали спасли шоу-бизнес, но государству они не интересны
Организаторы отечественных летних музыкальных фестивалей ещё в начале года начали со сдержанным оптимизмом обмениваться прогнозами - неужели, мол, начинает восстанавливаться концертная индустрия, изрядно потрёпанная коллизиями последних лет?
Два последних года для концертной отрасли с полным правом можно было назвать кризисными, и дело здесь не только в экономическом кризисе, падении доходов населения и др. В отличие, к примеру, от театра и цирка, в музыкальной отрасли очень велика доля гастрольных поездок - именно поэтому особенно болезненным для музыкантов стал разрыв многовековых культурных связей.
Российский и украинский шоу-бизнес всегда был единым целым, треть доходов российского бизнеса была связана с Украиной, а концерты ведущих украинских исполнителей всегда на ура принимались в России. Развал наработанных годами маршрутов, организационных и творческих связей - все это не могло не привести к системному кризису в отрасли, обернувшемся не только финансовыми, но и кадровыми, личностными потерями. Отрасль, которая вплоть до 2014 года росла на 10-20% в год, была отброшена назад минимум на десятилетие.
Неудивительно, что первые признаки восстановления промоутеры ждали как манну небесную, и особое внимание было приковано как раз к летним фестивалям. Несколько аншлагов на больших весенних концертах подтвердили общий тренд и промоутеры продолжили верстать свои звездные списки на лето уже намного смелее.
Летние фестивали - особый и весьма привлекательный сегмент российской музыкальной индустрии. Аудитория каждого из них насчитывает десятки, а то и сотни тысяч зрителей, что открывает широкие возможности работы со спонсорами, общепитом и местными властями и позволяет оперировать значительными бюджетами. Успех основных летних мероприятий вселил бы в индустрию уверенность в том, что начинается долгожданный подъем.
И надо было видеть лица промоутеров, с ужасом разглядывающих развернутые метеопрогнозы - такого холодного и дождливого лета, конечно, не ожидал никто. Дело ведь не только в том, что аномальные холода и дожди сокращают продажу билетов. В плохую погоду намного сложнее и дороже поддерживать весьма непростую инфраструктуру мероприятий, в первую очередь транспортную. Промоутеры начали снова готовиться к убыткам, но обратной дороги у них не было - ведь такие акции невозможно отменить за две недели.
А дальше случилось то, что иногда случается, но чего никто никогда не ожидает - конечно, не чудо, но нечто похожее на революцию. Промоутеры не верили своим глазам: билеты продавались не хуже (а то и лучше), чем прошлым солнечным летом. Погодныe катаклизмы не испугали зрителей - очевидно было, что им просто до смерти надоели негатив и тоска последних лет, а неадекватная погода была воспринята не как помеха, а скорее как в чем-то даже привлекательный аттракцион - достаточно просто посмотреть на откровенно счастливые лица на фоторепортажах с утонувших в дожде и грязи двухсоттысячных "Нашествия” и Alfa Future People (Тверская и Нижегородская области соответственно). Успех сопровождал как крупнейшие фестивали - "Пикник Афиши” (Москва) и "Дикая мята” (Тульская область), так и нишевые: изысканный "Усадьба Джаз” (Московская область, Коломенское), непредсказуемое Stereoleto (Санкт-Петербург), альтернативный Доброфест (Ярославская область), бардовская Грушинка (Самарская область) и многие другие.
Отдельно стоит отметить большие фестивали поп-музыки категории премиум, проходящие на больших крытых летних площадках и ориентирующиеся на участие топовых поп-артистов. Выручка от продажи билетов для таких акций второстепенна, главное - спонсорская и телевизионная составляющие, но и здесь заметны аншлаговые тенденции. Правда, есть особенность - ориентированные на русскоязычную аудиторию премиум-фестивали в 2017 г. прошли в основном за пределами РФ: "Лайма Рандеву" - в Юрмале, "Жара” - в Баку, "Славянский базар” - в Витебске. Лишь "Новая волна” в сентябре отпразднует наступление бархатного сезона на территории России - в Сочи.
Конечно, телевизионный формат накладывает на эти мероприятия характерный оттенок - прекрасно помню сетования Игоря Крутого на то, что из 5 песен, исполненных специальным гостем "Новой волны” Стингом в одном из концертов, РТР поставило в эфир только две, мотивируя тем, что на англоязычных песнях резко падает рейтинг, и если бы не Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Николай Басков и другие, то этим прекрасным мероприятиям вообще не видать эфира.
Особняком, конечно, стоит "Славянский базар”, на 18 фестивальных площадках которого на этот раз прошло 130 мероприятий - от гламурных шоу для миллионов телезрителей до вполне демократичных опен-эйров и камерных представлений для изысканной публики. Шеститысячный Летний амфитеатр в этом году был переполнен практически на всех 18 концертах - в сутки проводилось по три шоу (некоторые начинались в 2 часа ночи) - одних только билетов было продано около 120 000, а с учетом посетителей бесплатных мероприятий аудитория фестиваля составила никак не меньше 300 000 чел.
Итак, главный результат фестивального лета-2017: аудитория - а именно она является главной в этой индустрии - недвусмысленно дала понять, что готова к возрождению и дальнейшему развитию отрасли. Конечно, пока рано говорить о соревновании с лидером - венгерским Sziget, на который ежегодно продается до полумиллиона билетов, но все же тренд вполне понятен. Привлек особое внимание отечественной индустрии и тот факт, что в 2017 году по посещаемости в число крупнейших фестивалей Европы вошел киевский Atlas Weekend, собравший около 250 тыс зрителей (кстати, несмотря ни на что, на сцене фестиваля было немало российских артистов).
А теперь о грустном.
Сотни крупных и мелких отечественных фестивалей ежегодно собирают миллионы зрителей и десятки миллионов телезрителей, это важные и заметные события для внушительной доли активного населения страны. Логичным было бы предположить, что государство пристально следит за столь серьезной частью общественной жизни, создает условия и преференции ведущим промоутерам, содействует им и всячески поддерживает. Однако ни один (!) из организаторов это мое предположение подтвердить не смог. Часто помогают местные власти, изредка - такие федеральные ведомства, как МВД и Минобороны. О системной поддержке даже речи не идет.
Почему же государство весьма серьезно даже по мировым меркам поддерживает элитарные театры и музеи, массовое кино и еще более массовое телевидение, но, как мы уже говорили раньше, традиционно с удивительным упорством не замечает массовую музыку?
Ответ прост и печален, лежит он в плоскости прикладной бюрократии: музыкальная отрасль традиционно считается сферой ответственности Министерства культуры, но в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации в 1992 г. упоминание о музыкальной отрасли почему-то включено не было. Этого оказалось достаточным для того, чтобы столь серьезный сегмент экономики просто перестал существовать для чиновников. Стоит вдуматься - Белоруссия, Латвия, Азербайджан, не говоря уж о Франции, Швеции и других европейских странах, считают необходимым системно поддерживать массовую музыкальную индустрию на государственном уровне, а вот России это совершенно неинтересно.
Итак, практически все шумные и заметные мероприятия федерального уровня десятилетиями организуются на свой страх и риск немногими частными предпринимателями, представителями малого бизнеса (за исключением разве что сказочно обеспеченного фестиваля AFP, поддерживаемого банком-учредителем). Это очень увлеченные и талантливые люди - равнодушным посредственностям здесь не выжить - но ведь речь идет о бизнесе, считающемся одним из самых рискованных в мире, и таланта и целеустремленности иногда просто может не хватить.
Результат: в 2017 году, несмотря на рост зрительского интереса, не было проведено ни одного заметного нового фестиваля. Более того, в летней афише так и не появились столь ожидаемые и авторитетные в прошлые годы события, как "Максидром”, "Кубана”, "Крылья” и другие. Стоит ли удивляться тому, что количество "фестивальных туристов”, выезжающих за музыкой в сопредельные страны и Европу, постоянно растет?
Все это очень печально для публики и организаторов, а вот у государства явно есть более важные вопросы - к примеру, в 2018 г. зрителям придется готовиться к изменению своих традиционных планов посещения практически всех летних фестивалей в связи с мероприятиями Чемпионата мира по футболу. Заранее согласовать этот вопрос с организаторами летних фестивалей, разумеется, никому не пришло в голову.