Рецензия: Руставели - «Зеркало для героя» ****

2017, DFR

Фраза из анекдота «а чего с вами знакомиться, вы каждый год новые» вообще-то про мотоциклистов, но сейчас есть полное ощущение, что она про рэперов. Вот выпадет человек на две недели из интернета - и не узнает, что вместо Фараона теперь Фейс, а Гнойный, про которого пару месяцев назад ещё никто не знал, «давно уже вышел из моды». Если же выпасть из интернета на полгода - можно не познакомиться с целой плеядой спасителей жанра, которые вот-вот смели бы с лица земли героев прошедших дней, если бы их самих не смели более новые спасители. Недаром рэп самая модная музыка: она лучше всего отражает недолгую память сетевого поколения, из поля зрения которого волнующие темы очень быстро вытесняются новыми волнующими темами. Так и в хип-хопе: хайп вокруг каждого свежего героя возникает мощный - но и заканчивается нередко даже раньше того, как героя начинают узнавать в лицо.

А потом выходит новый альбом «Касты» - и становится понятно, кто в доме хозяин. А потом выпускает пластинку лидер легендарного «Многоточия» Руставели - и мы вспоминаем о том, что есть вечные ценности. В сети, к слову, мне уже попадались предупреждения, что «Зеркало для героя» - это для поклонников старой школы, а вьюношам, привыкшим к стремительному мату скороспелых кумиров, альбом покажется недостаточно современным. Возможно, оно и так, но что плохого в старой школе с её традициями профессионализма в стихосложении и сэмплировании? В её веских переходах от жесткача к лирике, в её сдержанном использовании инвективной лексики? В том, наконец, что некоторые треки хочется несколько раз переслушать внимательно и спокойно вместо того, чтобы ёрзать в ожидании очередных новых имён?

39-летний Рустам «Руставели» Аляутдинов в «Зеркале для героя» оказался куда ближе к рэп-мейнстриму, чем когда-либо раньше. Снисходительно поглядывая на суетящийся молодняк, Руставели не пытается успеть за модой, а просто делает, что умеет, сохранив при этом и внимательность взгляда, и неравнодушие к происходящему. Тон всему альбому задаёт первая же песня «Гони прочь», в начале которой артист резко рекомендует гнать прочь двуличных сектантов, а в припевах то же самое советует мелодично и почти нежно. Далее почти вся резкость сосредоточена в межпесенных скитах, создающих ощущение одновременного присутствия на поэтических вечерах в Политехническом и протестных антеклерикальных митингах. В песни («Сорви ярлык», «Зеркало для героя», «От сердца») это боевое настроение перенесено в довольно умеренной концентрации, почти везде аранжировочно смягчено и не оставляет ощущения отчаянной безысходности. Рэп среднего класса как он есть: Руставели не в восторге от состояния общества и выражает это вполне открыто, но на баррикады никого не зовёт. Возникает даже подозрение, что лирические тексты и мелодичные припевы сейчас интересуют его в большей степени, чем гневные памфлеты. Красивые «Кричит», «В памяти» и «Ничто не вечно», пожалуй, вызывают более живую реакцию слушателей - возможно, таким образом Руставели пытается снизить градус агрессии в обществе и в себе. А впрочем, может, и не было там такой сверхзадачи - но вне зависимости от замысла результат получился очень достойным.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости