Рецензия: «Порнофильмы» - «В диапазоне между отчаянием и надеждой» **** (Слушать)

2017, «Союз Мьюзик»

Презентация этой пластинки на днях собрала аншлаг в московском «Главклубе», что позволяет причислить «Порнофильмы» к лидерам отечественного панк-рока. Показательно, что Владимир Котляров и его коллектив более чем осознанно относятся к месседжу своего творчества, а не просто орут и играют погромче, чтобы девочкам понравиться. У «Порнофильмов» сложившееся мировоззрение, и заголовок альбома «В диапазоне между отчаянием и надеждой» - в их случае не просто красивое название, а реально передающий краткое содержание диска слоган. В репертуаре группы хватает протестных песен, но новая пластинка призывает не впадать в отчаяние от неудач и не ставить свою жизнь в зависимость от социального строя; вместо этого нужно больше внимания уделять развитию собственной многогранной личности - тогда отчаяние сменится надеждой. Судя по толпе, собравшейся в «Главклубе» выслушать подробности, эти идеи «Порнофильмов» многие разделяют. Здесь можно написать фразу о том, что если у нас в стране такая молодёжь, значит, не всё ещё потеряно.

На баррикады «Порнофильмы» не зовут, но в праве наблюдать и критиковать окружающую действительность себе не отказывают. «Правильно думай, правильно чувствуй, сердцем в могиле, душой в тюрьме, это Россия - Россия для грустных, ни выбора, ни перемен», - зажигательно поёт Котляров в первой песне «Россия для грустных». В следующем, чуть более размеренном и оттого звучащем более трагически треке «Порнофильмы» описывают «маленькое грустное счастье для нормальных пацанов и девчонок, светлое стабильное завтра для нормальных пацанов и девчонок». В песне «Русский Христос» в голосе и интонации солиста появляется что-то летовское, а «Система» немного наивно направлена на то, чтобы винтики правоохранительной системы поглядели на себя со стороны и усовестились. После не слишком убедительных «Я так боюсь» и «Надежды» «Порнофильмы» выдают яркий манифест «Песни громче бомб».

Песня «В диапазоне» стала своебразным водоразделом между «общественной» частью альбома и «личной». Во второй половине пластинки группа сосредоточена не на обличении язв социума, а на индивидуальных поведенческих моделях. «Выйди из комнаты» полемизирует с известной строкой Бродского и жёстко призывает слушателей поверить в то, что от каждого из них многое зависит: «Выйди из комнаты, сделай вперёд шаг с песнями и улыбкой и совершай, совершай, совершай, совершай, совершай ошибки». Энергичная и в то же время мелодичная «Только ты» повествует будто бы о любви, но со странно убедительной резкостью. Динамику и градус поддерживает «Давай притворимся», повествующая о том, что мыслящий человек никогда не примирится с существованием в топком застое. В «Я так соскучился» Владимир Котляров внезапно примеряет на себя амплуа творческого наследника Высоцкого, а финальный трек «Перемены» поражает тем, что вроде бы банальные формулы «хочешь перемен - с себя начни, не пытаться - значит, проиграть» солист произносит так, что ему очень сложно не поверить.

К недостаткам альбома можно отнести некоторую скудость применяемых в панк-роке «Порнофильмов» мелодических и аранжировочных средств. Впрочем, в лучших треках пластинки Котляров и Ко доказали сомневающемуся рецензенту, что этого вполне достаточно, за что и заслужили четвёртую звёздочку.

Алексей Мажаев, InterMedia

Осторожно, в некоторых песнях использована ненормативная лексика.

Последние новости