Рецензия: сборник «25 лет тишины. Посвящение Игорю Талькову» *** (Слушать)

2017, United Music Group

Известность к Игорю Талькову пришла в 1987 году после исполнения песни Давида Тухманова «Чистые пруды». Он мог бы стать очень популярным исполнителем лирических композиций, однако «в стол» он сочинял произведения политического содержания, в жёсткости оценок заметно превосходящие перестроечную прессу. Возможность исполнять своё появилась у Талькова очень быстро, и он этим воспользовался. Программа гражданских песен имела успех - публика ощущала потребность в подобных высказываниях со сцены, а Тальков где-то даже опережал самые смелые телепрограммы: пока те разоблачали Сталина, он уже пинал Ленина и скорбел о растерзанной вандалами России. Тексты были куда важнее музыки, но аудиторию это вполне устраивало. Всё очень быстро закончилось: 6 октября 1991 года Игорь Тальков был убит за кулисами ДС «Юбилейный» во время музыкального фестиваля. Ему было 34 года. Расследование не дало чёткой картины происшествия, а среди выдвигаемых версий причин гибели артиста особенно популярны три: случайный выстрел, творческий спор по поводу очередности выступлений и мировой еврейский заговор с целью погубить русского поэта.

О том, кем бы были сейчас безвременно ушедшие Высоцкий или Цой, порассуждать приятно, ибо можно фантазировать, а какие-то мрачные предположения в голову почти не приходят. В случае с Тальковым фантазировать бессмысленно, так как картина представляется куда более предопределённая. От обличающих песен рок-барда народ, вероятно, устал бы довольно быстро (интерес к социальному року к середине 90-х сошёл на нет чуть менее чем полностью); Игорь Владимирович, известный резким характером, вероятно, проявил бы упрямство и продолжил бы развивать эту тему - к радости небольшой кучки маргинализирующихся и, возможно, националистически настроенных поклонников. В лирику он бы вряд ли вернулся. Дальше, извините, предполагать не буду, так как воображение неизбежно приводит Талькова с гитарой куда-то в окопы Донбасса.

Сборник, материал для которого записывался в конце прошлого года к 60-летия со дня рождения и 25-летию со дня гибели артиста, усердно пытается отвлечь слушателя от этих мыслей. Трибьют собрал более чем представительный состав - от Дианы Арбениной и Владимира Преснякова до Татьяны Булановой и «А-Студио», от тальковского «двойника» Александра Домогарова и Дениса Клявера до Дениса Майданова и Игоря Талькова-младшего. Все участники сборника отнеслись к наследию Игоря Талькова-старшего вполне уважительно - что не отменило сложностей работы с этим наследием. Дело в том, что политические песни Талькова, даже известные, в чужом исполнении выглядят, мягко говоря, странно - органично они получились только у Дениса Майданова и Ольги Кормухиной, а из всех остальных версий так и торчат шероховатости изначальных текстов и растерянность новых исполнителей. Самый яркий пример тур - «Россия», представленная вокальной группой ViVA. В основном же участники проекта взяли из тальковского репертуара красивую лирику и неплохо её сделали - вот только сам объект посвящения не жаловал эту часть своего творчества, что придаёт трибьюту определённую двусмысленность.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости