Юрий Шевчук: «Музыки в башке много, но и вторяков немало»
О ТОМ, КАК ЖИВЕТ МУЗЫКА
- Вообще отличный вопрос – о том, как живет музыка. Конечно, я об этом думаю. Окончательно раствориться в рыбалке или продолжать заниматься этим? Каждый новый альбом «ДДТ» этот вопрос ставит ребром . Ходишь ли ты дальше в этих штанах рок-н-ролла или нет. Я могу объяснить. Вот смотри, я недавно переслушал группы моего поколения. Люблю очень Гребенщикова. «АукцЫон», альбом «На солнце» - просто красота. Позавчера переслушал всего Мамонова, восхитился в очередной раз его образностью, его апокалиптической медитативностью. Многое воспринимаю и в современной музыке. Но сейчас такое время, когда быстро устаешь от тембра. От тембра голоса, мысли, саунда. Сегодня – да, а завтра уже все устали. А от тембра «ДДТ» постоянно устаем даже мы сами. Об этом я говорю в широком смысле. Тембр музыкального мышления, восприятия мира. «ДДТ» сейчас опять на перепутье, получится что-то или это уже никому не нужно. Ведь старых песен полно, есть что играть. А запись альбома – это пропасть и риск нового. Это, с одной стороны нервное самокопание, с другой стороны, нужно слышать время, не то чтобы ему подыгрывать, быть «зеркалом», но существовать в этом во всем.
О ЖЕЛАНИИ ПРИГЛАСИТЬ НА «НАШЕСТВИЕ» ОКСИМИРОНА
- Я за свежесть восприятия, мне неинтересно подпевать старым хитам. Как там в нашей новой песне: «…а у любви рок-н-ролльной размыты края, чем банальней аккорды, тем теплее моря…» Но я сам точно не собираюсь никого поучать. Нет никакого назидания. Не нужно им ничего объяснять. Удручает одно – что мы слились с этими счастливыми массами с «Нашествия». А ведь они когда-то и полюбили прежде всего нашу индивидуальность. Ведь в самом начале, когда у нас зарождалось рок-движение, все были прекрасно разные. Не убитые корпоративами и шоу-бизнесом. И иногда ты чувствуешь, что сам себя достал. Музыки-то в башке много, но и вторяков немало.
О СОЗДАНИИ ПЕСЕН
- Как все происходит? Сижу в деревне. Вдруг - клюет, вылетела какая-то песня – я лихорадочно записываю идею. Знаешь, почему у меня рифма часто страдает? Потому что нет ничего, что перевешивало бы, музыка и слова существуют на равных. Идет совокупление аккорда и ритмики речи, а речь – это главный барабан в русском роке, главный ударный инструмент. Когда обнаруживается эта завязь, этот комок нервов, когда есть идея, то ты уже лихорадочно накидываешь слова и одновременно – главную музыкальную тему. И всё не точно. И это первый этап. Бывает, ты доволен тем, что в очередной раз вообще получилось, вот эта сцепка.
Потом ты приходишь на студию. Ребята все ждут. Ты говоришь: «Вот новая песня». И все, что на поверхности у тебя самого и у музыкантов, вы все это играете, то есть старое кладете на новое. Я имею в виду то, что ты сейчас слушаешь, то, от чего ты тащишься. К тому же бывает, что для музыканта главное – не группа, а его инструмент. И, скажем, человек ищет для своего выстраданного звука место в новой песне, а я ему говорю: "Из песни вытащи его, будет тоньше". И этот этап работы – он конечно поверхностный. Многие группы на этом этапе останавливаются. Знаешь, лениво так работают: «Ну, давайте звук Coldplay возьмем» или «Давайте попробуем в манере Foo Fighters!» Или Arctic Monkeys, Metallica… Это очень легко и быстро – сделать «под» кого-то. И народ это будет слушать. Как бы все довольны. Или вот мы на концертах поем новую песню «Звезда старуха», там на поверхности – Том Петти, кантри. А ведь это все не наше, в результате аранжировка – говно полное, но всем нравится, привычно. Нужно искать новое. Свое.
О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРИВЛЕЧЬ К РАБОТЕ ПРОДЮСЕРА
- Я встречался с несколькими музыкальными продюсерами, когда мы начинали этот альбом. В Израиле, в Лондоне. Разговаривал с Брайаном Ино. И в конце концов решил, что мы должны делать все сами. В этом как раз индивидуализм, о котором я говорю. Ты либо рок-н-ролл, либо звезда шоу-бизнеса с многочисленными помощниками.
О НОВОМ АЛЬБОМЕ «ДДТ»
- А сказать можно то, что акценты в нем российские. Это если сравнивать с предыдущим альбомом – «Прозрачный». Там я пытался найти что-то в брит-попе, в инди. А в новом альбоме – темы наши родные. Может быть, это подведение итогов. Хочу разобраться с моим пониманием русского рока. А он сейчас не в лучшем положении. У меня однажды была такая идея – в одной композиции собрать все главные риффаки нашего любимого и сыграть их в каком-нибудь неожиданном виде, в ритме ламбады, например. И в то же время есть группа «25/17», очень талантливые ребята, но я принес их последний альбом к нам на студию, поставил своим и сказал: «Вот такого мы не должны делать. Альбом классный, но так играть нельзя» В их новой работе – весь русский рок, реп, любимые интонации и многие тембральные, музыкальные штампы… А с другой стороны я сейчас вообще не чувствую границ между стилями. Если вещь сделана убедительно, мне не важно, как это и в какой форме.
(Борис Барабанов, Barabanov.fm, 30.10.17)