Рецензия: «Виктория и Абдул». Короли и капуста ****
Фестиваль «Новое британское кино» стартовал 30 октября 2017 года. Фильмом открытия стала работа Стивена Фрирза «Виктория и Абдул». В ролях: Джуди Денч, Али Фазал. В широкий прокат фильм выходит в России 14 декабря 2017 года.
Взойдя на престол в возрасте восемнадцати лет, Виктория стала королевой Великобритании и Ирландии, а позже – и императрицей Индии. Среди ее бесчисленных подданных был и красавец Абдул Карим – индиец-мусульманин из низшего сословия. Он так понравился королеве, что стал фаворитом и личным помощником, превратившись в очень влиятельного человека при дворе. Ему завидовали, против него плели интриги, его отношения с Викторией обсуждали по всему миру.
Джуди Денч уже доводилось играть королев - Викторию в «Миссис Браун», а также Елизавету I во «Влюбленном Шекспире». Бессмысленно говорить о том, что одна из старейших и опытнейших актрис британского кино и театра и в этот раз блестяще исполнила свою роль. Джуди Денч не просто вписалась в образ королевы – она выглядит так по-королевски величественно, словно не просто воспитывалась в аристократической семье, но и сама Виктория то ли благословила ее на роль, то ли просто родилась и жила лишь для того, чтобы Денч спустя полтора века сыграла ее на большом экране.
Забавно, что в экспозиции фильма главной героини нет совсем – Викторию постоянно упоминают в свете приготовлений к отмечанию ее юбилея, порой показывают то со спины, то боком, но ни разу – лицо, лишь нагнетая страсти и создавая ореол загадочности. Лишь в тот момент, когда Джуди Денч появляется во всей красе, фильм преображается в очень необычную романтическую комедию. Пожилая королева устала, больна. Вокруг – сплошные светские приемы, постоянные сложные церемонии, подтачивающие ее здоровье (впрочем, не будем забывать, что многие из этих сложных церемоний были ею же и выдуманы), а также сплошные подхалимы, интриганы, стремящиеся выслужиться. Виктории хочется немного искренности, которую она находит в Абдуле, имевшем наглость нарушить правила церемонии и посмотреть королеве в глаза. Все это порой очень напоминает «Матильду» Учителя, но с той лишь оговоркой, что поводов для скандала в «Виктории и Абдуле» нет совсем.
С этого первого взгляда между королевой и иностранным слугой вспыхивает чувство. Любовь, которая разделена не только социальным положением персонажей, но и возрастом, а также многочисленными условностями, которые также оставляют свой отпечаток. Виктория, глядя на Абдула, видит в нем статного красавца с нетипичной для Англии внешностью, но одновременно видит в нем и отицетворение всей Индии, которой правит. Она не может быть с возлюбленным, но может хотя бы понять его и всю Индию вместе с ним – путем изучения индийской культуры, языка, создания восточного колорита во дворце, лишь подтверждая тот великодушный матриархальный образ, что был создан вокруг нее.
Для Абдула же служение – это не раболепский процесс и не попытка польстить или выслужиться. С его стороны это совершенно искреннее проявление любви к своей королеве. Он понимает нюансы взаимоотношений, хотя и улавливает далеко не все тонкости придворной жизни, что порождает массу удивительно комичных, воистину английских неловких моментов. Но ведь именно за эту искренность королева его и любит!
Разумеется, фильм нельзя назвать чисто историческим. Тут есть определенные вольности, вроде той, что Пуччини никогда не пел перед Викторией. Или же вскрик консервативной королевы «расисты!» в адрес ненавистников своего фаворита вряд ли найдет подтверждение среди исторических документов. Скорее, это уже дань моде и толерантности, вплетенная в историческую канву так грамотно, что воспринимаешь ее совершенно спокойно. Да и в целом отношения королевы с индийцем-мусульманином, скорее всего, имели больше углов и шершавостей. Но все это никак не портит впечатление от этой удивительно трогательной романтической комедии о самой необычной любви в истории.
Павел Соломатин, InterMedia