Рецензия: «Хармс». Между ницшеанством и толстовством ****
Историческая драма «Хармс» вышла в российский прокат 2 ноября. Режиссер: Иван Болотников. В ролях: Войтек Урбаньски, Айсте Диржюте, Дариус Гумаускас, Александр Баширов и другие.
Август 1941 года. Поэт Даниил Ювачев, упорно именующий себя Хармсом, арестован за нелицеприятные высказывания о блокадном Ленинграде. Чтобы элементарно выжить, он достоверно симулирует сумасшествие и в прямом смысле слова кормит крыс в психиатрической больнице. Параллельно он рефлексирует и вспоминает свой творческий путь, который всегда был исключительно тернист.
Все остальные события фильма смонтированы исключительно из флэшбеков. Вот Хармс живет со своей женой Эстер, попутно размышляя над этимологией ее имени, обозначающем «звезду». Вот он находит себе новых спутниц жизни, случайно познакомившись вместо сосватанной ему Ольги с ее сестрой Мариной. Вот он посещает литературные вечера и с гордостью сообщает всем, что он — великий писатель, несмотря на то что ни одно его серьезное произведение не было опубликовано.
Биография Хармса — это сплошной непрекращающийся хаос. Экранизировать ее архисложно, поэтому тем, кто за это все-таки берется, нужно ставить памятник при жизни. Прежде всего, тут вспоминается югославский фильм 1988 года Слободана Пешича «Случай Хармса», где основной центр тяжести был перенесен на рассказы писателя. Отсылок к ним хватает и в нынешней экранизации. Причем Иван Болотников дальновидно использовал самые глубокие и сильные произведения Хармса, оставив за бортом его мейнстримовые опусы. За это режиссеру честь и хвала. Возможно, недостает аллюзий на какие-то детские стихи Хармса, но этот пробел легко восполнить и без фильма.
Даже увлеченные любители произведений Хармса обычно теряются при необходимости выделить некие магистральные периоды его биографии. На наш взгляд, наиболее интересными здесь являются два момента — отношения Даниила Ювачева с его отцом-богословом и панические настроения по поводу блокадного Ленинграда, за которые поэт в итоге и поплатился. Обе эти коллизии отражены в фильме более чем полно.
Помимо этого, в фильме есть еще масса всего. Возможно, режиссер и перенасытил картину всевозможными подробностями (которые к тому же заметно препятствуют адекватному восприятию картины с чистого листа), но зато это отличный повод пересмотреть «Хармса» - и не один раз. Можно даже начиная с любого места, ибо хронология отсутствует в фильме как класс - это подчеркивает общую беспорядочность хармсовских исканий. Систему координат в фильме определить действительно сложно, но в одном из эпизодов говорится о балансировании героя «между ницшеанством и толстовством».
В случае с такими непризнанными гениями, как Даниил Хармс, неизбежно встает вопрос их популяризации. Иван Болотников позаботился и об этом. Данную функцию режиссер возложил на Александра Баширова, сыгравшего с собственной женой Инной Волковой из группы «Колибри» неспокойного соседа Хармса, а также перспективного актера Никиту Кукушкина, изображающего в кадре навязчивого фаната Даниила Хармса. Массовый зритель воспримет эти эпизоды с удвоенным энтузиазмом.
Денис Ступников, InterMedia