Рецензия: «Обитель теней». Мертвый глядит вопиюще живым ***
Пресс-показ фильма «Обитель теней» состоялся 1 ноября 2017 года в кинотеатре «Каро Атриум». Режиссер: Серхио Х. Санчес. В ролях: Джордж МакКей, Чарли Хитон, Мия Гот, Аня Тейлор-Джой. В широкий прокат фильм выходит в России 16 ноября 2017 года.
Мать с четырьмя детьми пытается убежать от страшной тайны своего прошлого, для чего перебирается в Штаты. После ее смерти дети остаются совсем одни на давно забытой ферме, а призраки прошлого начинают все чаще навещать их.
Фильм – режиссерский дебют Серхио Х. Санчеса, написавшего сценарии к хоррору «Приют» и драмам «Невозможное» и «Пальмы в снегу». Его новый сценарий выглядит интересным, но куда лучше он бы смотрелся в виде текста – эдакого серьезного романа, триллера, в котором детектив сочетался бы с мистикой, а красивые натуралистические описания дома – с переживаниями персонажей. Увы, но интересная и довольно свежая история, в которой борьба с неизвестным (или очень даже известным) злом смешана с переживаниями детей, вынужденных неумолимо взрослеть, подана с экрана совершенно неинтересно. Как хоррор фильм серьезно пугает лишь пару раз, все остальное время ходы, следующие за нагнетанием напряжения оказываются довольно предсказуемыми. Как драма «Обитель теней» могла бы работать значительно лучше, но она слишком часто отвлекается на загадочность происходящего и попытки пугать неизведанным. Короче говоря, еще одного «Оно» не получилось.
При этом по-настоящему живых образов тут тоже не сложилось – клише встречается немало. И Аня Тейлор-Джой из «Сплита», и Мия Гот после «Лекарства от здоровья» здесь продолжают исполнять исключительно роли напуганных жертв. Аня, к счастью, имеет шанс сменить амплуа уже в следующем году, когда на экраны выйдут «Новые мутанты» – в хорроре про Людей-икс она исполнит роль Ульяны Распутиной. А вот в «Обители теней» ее характер, как и причины навероятной преданности одному из героев, остаются загадкой. Чарли Хитону (Джонатан из «Очень странных дел») и вовсе уделено мало времени, хотя его персонаж и кажется интересным.
Значительная часть сюжетных ходов в фильме угадывается заранее именно из-за обилия клише. Впрочем, финальный поворот, расставляющий все по своим местам, оказывается неплох – где-то на семь Шьямаланов из десяти. При этом по ходу самого фильма постоянно лезут в голову теории о развязке, а из-за неспешного темпа повествования находится время, чтобы детально их обдумать.
Среди фильмов ужасов без расчлененки, крови и элементов слэшера у «Обители теней» в ноябре точно нет конкурентов – так что для желающих пообниматься от страха в темном кинозале этот фильм подойдет как ничто другое.
Павел Соломатин, InterMedia