Рецензия: саундтрек «Физрук. Сезон 4» *** (Слушать)
2017, Первое музыкальное издательство/«ТНТ-Телесеть»
В сериале «Физрук» герой Нагиева родом из 90-х, причём из карикатурно-бандитских 90-х - утрированные замашки Фомы, по замыслу создателей ленты, способствуют усилению комического эффекта. А взаимодействовать физруку приходится со школьниками из десятых годов XXI века - старшеклассники тоже вполне комедийные, хотя для представителей старшего поколения любая молодёжь всегда кажется несколько утрированной. Соответственно рецепт создания саундтрека к этому действу казался несложным: Фому должны символизировать «Moscow Calling» (здесь - в исполнении Александра Маршала), баллады Владимира Кузьмина и, прости господи, хит дуэта «Кар-Мэн» «Сан-Франциско», а старшеклассников - песни Егора Крида, Монатика и L'One. Причём выбирать песни надо так, чтобы в них легко находились текстовые либо аранжировочные изъяны: вот, мол, какими местами нелепыми были тогдашние хиты... да и нынешние, если вслушаться, от них недалеко ушли.
Однако составители саундтрека к четвёртому сезону не чтобы отказались от банальных обобщений - но нашли способ их обойти. В итоге, если в сериале и сохранились линейные и однозначные оценки недавних эпох нашей истории, то в саундтреке эти эпохи выглядят более многообразными и гибкими. Песня за песней ненавязчиво показывают слушателю, что люди и эпохи разные, что на каждый «Сан-Франциско» найдётся своя «Still Loving You», а на каждую Настю Кудри - своя Ева Польна. С точки зрения канонов составления приятных сборников саундтрек со своими жанровыми поворотами и метаниями между веками сделан совершенно неправильно. Но если он заставил задуматься о цветении всех цветов, неоднозначности жизни и разнообразии явлений - значит, альбом оказался чуть более масштабным явлением, чем просто звуковая дорожка к очередному сезону комедийного сериала.
Хорошо это или плохо - вопрос неоднозначный. Хотя слушатель, которому не кажется удачной идея превращения развлекательного альбома в трактат о смысле жизни, скорее всего, ничего такого и не заметит, а просто подпоёт Ольге Серябкиной, Quest Pistols Show, Алине Гросу и Бьянке. Слушатель более старшего возраста соответственно испытает тёплые чувства к старинным хитам «Парка Горького», «Кар-Мэн» и Scorpions. Более философски настроенная публика, очевидно, останется довольна эклектикой трек-листа, заодно отметив для себя песни Евы, Isaac Nightingale, Ивана Дорна, Базиля и Кати Гордон. Её «Девочки не плачут» - не просто феминистский гимн, а феминистский гимн, выполненный в немодной бард-роковой стилистике 80-х, где отсутствие аранжировочных спецэффектов компенсируется предельной понятностью и доступностью текста.
В общем, каждый найдёт в пластинке что-то своё, но трудно представить себе человека, которому контент саундтрека понравился бы целиком. Всех могла бы примирить финальная «Still Loving You», если бы перед слезоточивой балладой «скорпов» не прозвучало ещё 25 разномастных треков.
Алексей Мажаев, InterMedia